Е.А. Коляскина — Использование информационных технологий в этнографии

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В последние годы все чаще затрагивается вопрос применения информационных технологий в этнографических исследованиях. На последнем VIII Конгрессе этнографов и антропологов России (г. Оренбург, июль 2009 г.) была организована секция «Интернет-поддержка этнографических исследований». В ходе ежегодной конференции «Полевая этнография», организуемой в Санкт-Петербурге СПбГУ и МАЭ РАН, эта проблематика рассматривается на секции «Методика полевых исследований и новые информационные технологии». Применение информационных технологий в этнографии возможно в ряде направлений: использование интернет-ресурсов, электронная документация и компьютерные методы обработки информации. Мы остановимся на первых двух вопросах.

Один из способов использования Интернета — это научная коммуникация. В современной ситуации все больше говорят о необходимости создания единого информационного канала в интернет-пространстве для сбора разрозненных этнографических сообществ в сети [2, с. 428]. Этнографические центры имеют представительства в сети: сайт Института этнологии и антропологии РАН (http://www.iea.ras.ru), Института археологии и этнографии СО РАН (http://www.archaeology.nsc.ru), страница кафедры этнографии и музееведения ОмГУ (http://ethnography. omskreg.ru) и т. д. Как правило, эти ресурсы содержат только адреса электронной почты этих организаций или их отдельных сотрудников, иногда сведения об организующихся конференциях. Предпринимаются попытки организовать виртуальные этнографические конференции, но, как правило, продуктивной научной дискуссии здесь не возникает. На обсуждение научных проблем ориентированы группы в социальных сетях и форумах: группа «Этнология» в сети «Vkontakne» (http:// vkontakte.ru), форум «Евразийского исторического сервера» (http:// forum.eurasica.ru) и т. д. Однако в этих дискуссиях в основном принимают участие любители [2, с. 428]. Попыткой организации этнографического сообщества в Рунете стал портал «Этножурнал» (www. ethnonet.ru) [9, с. 429]. В нем предусмотрен форум, информация о грантах и исследователях, интернет-ресурсов. Но на сегодняшний день портал находится в разработке и функционирует нестабильно, информация нуждается в обновлении.

[adsense]

Особый интерес исследователей вызывает Интернет как «библиотека»: полнотекстовые электронные версии статей и монографий, библиография и т. д. Обширные фонды оцифрованной литературы по этнографии размещены в открытом доступе Краеведческой полнотекстовой библиотеки г. Нижневартовска (http://www.mubis.ru) [12, с. 73], на «Региональном портале образовательного сообщества Оренбуржья» (www. orenport.ru) [4, с. 428]. Немало исследований по этнографии представлены на образовательных интернет-порталах: на сайте «Фольклор и пост¬фольклор: структура, типология, семиотика» (http://www.ruthenia.ru/ folklore) Центра типологии и семиотики РГГУ и на сайте кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета (http://ethnography.omskreg.ru). На сегодняшний день находится в разработке множество сетевых проектов по созданию полнотекстовых электронных библиотек. Например, Институтом археологии и этнографии СО РАН (http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library), Информационным центром финно-угорских народов (г. Сыктывкар) (http://library.finugor. ru), Национальной библиотекой Республики Карелия (http://elibrary. karelia.ru) [12, с. 73] и наверняка другими учреждениями. Сайтами образовательных и научных учреждений выставляются в основном библиографические списки (http://www.iea.ras.ru; http://www.kunstkamera.ru), реже — полнотекстовые публикации их сотрудников или сборники конференций (http://old.ethnomuseum.ru).

На сегодняшний день есть несколько энциклопедических интернет- изданий, посвященных ряду этносов (http://www.komi.com), этнографов и фольклористов (http://www.fr.nm.ru [6, с. 70-72]; http://www. ethnography.omskreg.ru; http://www.ethnology.ru). Существуют онлайн- журналы: «Сибирский этнографический вестник» (http://www.sati.
archaeology.nsc.ru/Home/pub/index.html) и «Сибирская заимка» (http:// www.zaimka.ru). Теперь и традиционные периодические издания стали обзаводиться онлайн-версиями (http://journal.iea.ras.ru).

Развивается и использование Интернета в качестве «музея» и «архива». Из крупных музеев этнографических музеев, представленных в Рунете, выделяется Российский этнографический музей (РЭМ). С 1997 г. он представляет информационную систему «Этнография народов России» (http://www.ethnology.ru), включающую в себя не сколько баз данных, созданных на основе коллекций РЭМ. В 2000 г. была создана специализированная база данных по финно-угорским коллекциям этого музея, содержащая около 8 тыс. записей. С 2002 г. она пополняется «Коллекцией РЭМ по балтским народам Юго-Восточной Прибалтики и тюркоязычным народам Поволжья и Приуралья» [6, с. 71]. На сайте Кунсткамеры представлена только экспозиция, базы данных находятся в разработке (http://web1.kunstkamera.ru/maedb/start.asp).

Что касается архивных материалов Рунета по этнографии, то их меньше, чем музейных. Например, на сайте «Полевые финно-угорские исследования» (http://www.komi.com/pole) представлены отчеты об экспедициях и некоторые неопубликованные материалы, хранящиеся в центральных и региональных архивах научно-исследовательских учреждений и музеев России и зарубежья [12, с. 75].

Существует идея объединения архивов и коллекций материалов, создаваемых различными научными и учебно-научными центрами (фондами университетов, этнографическими секторами региональных институтов, лабораториями и др.), в консорциум через Интернет в электронном формате. Идеологом проекта выступает кафедра этнографии и антропологии СПбГУ, разрабатывающая также критерии структурного оформления электронных архивов [3, с. 209-214]. Сейчас проект находится на стадии разработки (www.ethnography.ru). По мнению создателей, такой электронный архив позволит повысить источниковедческую ценность полевых материалов, их доступность для этнографов, интегрировать исследовательские центры, станет важным фактом складывания единого информационного пространства в этнографической науке [3, с. 214].

Одно из новых направлений использования интернет-ресурсов — в качестве источника исследования. В последние годы появились этнографические и фольклорные исследования, основанные на интернет-источниках, касающиеся примет [7, с. 78-82], обрядности [5, с. 429] и других вопросов [10, с. 430; 17, с. 430]. Интернет предоставляет фотографии, видеоархивы и галереи, рассказы носителей культурных традиций. В качестве источника в работах по современному состоянию традиции исследователей особенно привлекают так называемые «ЖЖ» — живые журналы (например, www.liveinternet.ru), различные форумы, сайты (например, www.sagen.at, www.foto-kunst-tschernow.de, vkontakte.ru) [5, с. 429; 15, с. 430]. Особо отмечают потенциал «ЖЖ» как этнографического источника. Этнографы выделяют несколько методологических проблем подобных разработок [7, с. 78-82] при массе достоинств такого сбора информации [10, с. 430].

В науке отношение к материалам, полученным из глобальной сети, настороженное. Живое общение с информантами кажется более предпочтительным, а материал, полученный в ходе интервью, более надежным. Неразработанной остается и методика сбора материала.

Все больше в арсенал исследователя входит перевод в электронный формат полевого этнографического материала. Сейчас активно используют несколько видов цифровой документации:

Цифровые диктофонные записи, обычно в mрЗ-формате. Исследователи стараются оцифровывать магнитофонные записи в связи с хрупкостью пленки.

Текстовый формат транскрибированных интервью, в который переводят и рукописные материалы. Это предполагает большее удобство в хранении и использовании источников.

Цифровая фотография. Ее возможности позволяют создавать большое количество снимков и редактировать их еще в «поле». Кроме того, оцифровываются пленочные оригиналы, поскольку они имеют свойство разрушаться со временем.

Видеосъемка с записью на DVD или другие носители. Оцифровываются существующие аналоговые записи, также в связи с удобством хранения электронных вариантов.

Сотрудники кафедры этнографии СПбГУ и МАЭ разработали несколько методик создания электронных архивов полевых этнографических масеиасов [1, с. 215-217; 3, с. 209-214; 8, с. 50-52; 11, с. 76-78; 14, с. 52-54; 14, с. 18-24]. Выработка единой системы оформления цифровых источников особенно важна в свете идеи создания интернет-архива этнографических источников.

Таким образом, информационные технологии все больше проникают в этнографическое исследование и позволяют его интенсифицировать, но на сегодняшний день этот процесс находится только в стадии становления и существует множество еще не решенных проблем.

[adsense]

Источники и литература

1. Александров Е. К. Методика проведения видеодокументации // Полевая этнография: Материалы междунар. науч. конф. СПб., 2004. С. 215-217.
2. Бережнова М. Л. Организация этнографического научного сообщества в интернете // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тез. докл. Оренбург, 2009. С. 428.
3. Верняев И. И. Электронный архив этнографических материалов: новые возможности хранения и использования полевых источников // Полевая этнография: Материалы международ. науч. конф. СПб., 2004. С. 209-214.
4. Галицкая О. А., Герасименко Т. И. Формирование программного интерактивного комплекса «Этнокультурная география Оренбургско-Казахстанского трансграничного региона» // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тез. докл. Оренбург, 2009. С. 428-429.
5. Ежевикин И. В. Глобальная сеть интернет как источник этнографического знания о погребально-поминальной обрядности русских // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тез. докл. Оренбург, 2009. С. 429.
6. Ивановская Н. И., Панкратов В. Б., Фишман О. М. Электронный этнографический библиографический словарь «Исследователи и собиратели этнографических коллекций РЭМ по народам Северо-Запада и Волго-Камья» // Полевая этнография- 2006: Материалы международ. конф. СПб., 2007. С. 70-72.
7. Назарова И. Ю. Специфика собирательской работы в «виртуальном» пространстве интернета (на материале жанра «приметы») // Полевая этнография-2006: Материалы международ. конф. СПб., 2007. С. 78-82.
8. Новик А. Экспедиция в Косово 2006 г: Фотофиксация и архивация полевых материалов // Там же. С. 50-52.
9. Покровская А. А. Информационный интернет-портал «Этножурнал» как средство популяризации этнографических исследований // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: Тез. докл. Оренбург, 2009. С. 429.
10. Самсонова А. В. Использование интернет-сайта «В контакте.ру» в качестве этнографического источника // Там же. С. 430.
11. Степанов А. В., Сайфиева А. Ю. Опыт создания электронного полевого этнографического источника (на примере работы Вологодского этнографического отряда МАЭ РАН) // Полевая этнография-2006: Материалы международ. конф. СПб., 2007. С. 76-78.
12. Сурво А. «Финно-угорсике» проекты рунета // Там же. С. 72-76.
13. Толмачева Б. Работа с фотографией в этнографической экспедиции // Там же. С. 52-54.
14. Ушаков Н. В. Полевая документация — единая методика или сумма методик (по материалам полевой работы шести отрядов кафедры этнографии в 1998-2006 гг.) // Полевая этнография-2006: Материалы международ. конф. СПб., 2007. С. 18-24.
15. Щетинина Е. В. «Живой журнал» как источник этнографических исследований // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тез. докл. Оренбург, 2009. С. 430.

В этот день:

Дни смерти
1957 Умер Эрдемто Ринчинович Рыгдылон — советский учёный-востоковед, историк, археолог бурятского происхождения.
2013 Умер Александр Васильевич Матвеев — специалист по бронзовому веку Западной Сибири, исследователь Ингальской долины.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 27.12.2017 — 07:45

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014