Киев. Успенский собор Печерского монастыря

Собор был заложен в 1073 г.: «В се же лето основана бысть церкы Печерьская» [ПВЛ, 6581]. В Печерском патерике выбор места для церкви и закладка ее описаны как акт «божественного провидения» [Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911, с. 51]. Под 1075 г. летопись сообщает о продолжении и завершении строительства; «Почата бысть церкы Печерьская над основаньем Стефаномь игуменомь; из основанья бо Феодосий почал, а на основании Стефан поча; и кончана бысть на третьее лето, месяца нуля 11 день» [ПВЛ, 6583]. Эта запись дает возможность по-разному определять дату окончания строительства храма. Если полагать, что слова «на третьее лето» относятся к началу строительства в 1073 г., то датой завершения будет 11 июля 1075 г. Если же считать, что после закладки храма в 1073 г. строительство было по какой-то причине прервано и возобновилось в 1075 г., то окончание его будет относиться к 1077 г. Освящение храма состоялось значительно позже, в 1089 г.: «Свягцена бысть церкви Печерская святыя Богородица» [ПВЛ, 6597]. Приблизительно в это же время было написано Житие Антония, в котором возведение Успенского собора приписывалось греческим зодчим: «Приидоша от Царяграда мастери церковний, четыре мужи» [Патерик…, с. 5]. В этом Житии указано, что в качестве «меры широты, долготы и высоты» будущей церкви был взят пояс, пожертвованный перед этим варягом Шимоном.

Вскоре после возведения храма к нему была пристроена церковь Ивана Предтечи на средства, пожертвованные неким Захарьем: «Сим же сребром и златом поставлена бысть церькы святаго Иоапа Предтечи утуже на полати въсходять» [Патерик…, с. 195]. Еще позже, в 1109 г., была построена часовня над гробом похороненной в соборе Евпраксии Всеволодовны, «.. .у дверий, еже ко углу. И зделаша над нею божонку» [ПВЛ, 6617; в Ипатьевской летописи— «божницю»]. Собор сильно пострадал во время землетрясения 1230 г., когда «… в монастыри Печерьском церкы святыя Богородица каменая на четыре части расступися» [ЛЛ, 6737]. В 1240 г. он снова пострадал при взятии Киева монголо-татарами. Собор был восстановлен около 1470 г. при князе Симеоне Олельковиче, затем обновлялся в начале XVII в., подвергся крупной реставрации в кон¬це XVII в. и вновь восстановлен после пожара 1718 г. Облик, который имел храм в XVII— XVIII вв., запечатлен на многочисленных гравюрах.

Первые серьезные исследования собора относятся к 80-м гг. XIX в. Однако детально памятник, к сожалению, не изучался, а во время Великой Отечественной войны собор был взорван. Разборка руин и их исследование проводились в 1945, 1951—1952, 1962—1963 и 1970—1972 гг. (Н. В. Холостенко). От здания храма сохранились в основном лишь самые нижние части, хотя на отдельных участках стены уцелели до основания сводов. Выяснилось, что значительные части древнего памятника (южная стена, барабан и др.) сложены в технике XII—XIII вв., т. е., очевидно, переложены.

Успенский собор — шестистолпный трехапсидный храм (табл. 4). Длина его 35.6 м, ширина 24.2 м, толщина стен около 1.3 м, сторона подкунольного квадрата 8.62—8.64 м. Западная пара столбов соединена с боковыми стенами, выделяя нартекс. Столбы крестчатые, лопатки внутри и снаружи собора плоские, одноуступчатые. Апсиды имеют граненые очертания; на центральной — 4 тонкие полуколонки. К западному членению собора с юга (судя по раскопкам Н. В. Холостенко) примыкала прямоугольная лестничная башня, а с севера — крещальня, во втором этаже которой находилась церковь Иоанна Предтечи. Впрочем, существует и иное предположение (Ю. С. Асеев) — лестница на хоры размещалась в помещении между собором и крещальней. Хоры собора имели П-образную форму. Среднее их членение опиралось на цилиндрический свод с осью поперек здания, а боковые — на купольные своды на парусах. Членения боковых нефов были перекрыты цилиндрическими сводами, повернутыми осью поперек храма. Собор завершался одной главой (рис. 4). Снаружи по низу фасадов проходил ярус декоративных ниш, а выше — 2 яруса окон. Окна и ниши были оформлены двумя уступами. Порталы не имели наружных уступов; они перекрывались деревянными брусьями, но снаружи завершались арочными перемычками. Притолоки порталов мраморные и из тесаного известняка. Центральные закомары фасадов были значительно выше боковых; в них размещались строенные окна. На стенах собора отмечено наличие кирпичных полос меандрового орнамента. В обрамлении закомар проходили зубчатые карнизы. Барабан и купол собора оказались относящимися к перестройке XIII в. Барабан был 12-оконным, с бровками над окнами, завершался горизонтальным карнизом.

Рис. 4. Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Северный фасад. Реконструкция Н. В. Холостенко.

Рис. 4. Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Северный фасад. Реконструкция Н. В. Холостенко.

Крещальня — маленькая двухъярусная четырехстолпная церковь. В первом ярусе она имела вход с западной стороны и отделялась от здания собора узким проходом, а во втором — с южной и соединялась с хорами собора через промежуточное помещение, расположенное над проходом. Столбы церкви крестчатые, внутренние лопатки одноуступчатые, а наружные тоже плоские, но двухуступчатые. Апсиды очень слабо выступали наружу. Глава церкви была размещена на оси всего объема, включая промежуточное помещение. Покрытие фасадов крещальни позакомарное, барабан восьмиоконный; между окнами барабана размещались полуколонки, над окнами — ниши.

Перед западным порталом собора выявлены следы небольшого притвора. Вдоль северного фасада — остатки трех маленьких часовен.

Здание собора было возведено в смешанной технике: из кирпичей (кладка со скрытым рядом) с широкими полосами необработанных камней. Внутренняя часть стен заполнена валунами на растворе. В столбах наружные поверхности целиком кирпичные (без прослоек камня), а внутри — заполнение из камней и кирпичей. Кирпичи разного цвета и выделки. Раствор с цемянкой. Размер кирпичей 3.5—5X27—29X34—36 см, но есть узкие (шириной 17—18 см) и большие квадратные (со сторонами 35—37 см). Кроме того, применялись лекальные кирпичи, трапециевидные, с полукруглым и треугольным торцами, а также своеобразный тип — с расширенным полукруглым торцом. Кирпичи крещальни такие же, как в здании собора, но здесь использовались и более длинные узкие экземпляры — 4X17— 19X44 см. На постелистой стороне кирпичей (примерно на одном кирпиче из 20) имеются метки.

Цокольная часть стен снаружи здания была затерта раствором, расчерченным глубокими линиями в подражание каменной кладке. При этом некоторые «квадры» имитации были гладкими, а другие имели специально обработанную шероховатую поверхность. В стенах в несколько ярусов проходили деревянные связи, а также карнизы из шиферных плит, соединенных между собой с помощью железных анкеров. В кладке стен крещальни также находились деревянные связи, а в основании барабана купола крещальни — пояс шиферных плит, соединенных железными анкерами.

Некоторые участки здания, особенно южная стена и юго-восточный угол, почти целиком сложены в технике равнослойной кладки. Здесь частично использованы кирпичи первоначальной кладки, а частично новые — ярко-красные, 5X21—23X30— 33 см; на их постелистой стороне есть метки. В кладке барабана отмечены более мелкие кирпичи — 5X20—22X26—29 см; некоторые из них имеют знаки на торцах. В южной апсиде и на ряде других участков здания были выявлены ремонтные кладки из брусковых кирпичей.

Фундамент собора сложен из камней на растворе. Вверху он расширяется; глубина его 1.8 м. Глубина фундамента башни 1.1 м. Фундамент крещальни отрыт под всю постройку; в него заложена подушка из бута и кирпичей, а поверх — вымостка в один ряд кирпичной кладки. Пол храма был выстлан гладкими шиферными плитами, а в подкупольном пространстве — шиферными плитами с резьбой и мозаичной инкрустацией. В центральной апсиде пол из поливных керамических плиток. Обнаружены остатки горнего места, мраморной алтарной преграды и кивория. Найдены резные плиты парапета хор и, возможно, от наружного скульптурного убранства здания. Во время одного из ремонтов, производившихся в конце XIX в., установлено, что полы хор были выстланы поливными керамическими плитками, а пазухи сводов под хорами заполнены голосниками, уложенными на растворе.

При разборке руин встречены куски штукатурки с фресковой росписью. Некоторые из них, судя по составу штукатурки, относятся к наружным частям здания. В значительном количестве обнаружена мозаичная смальта как от половых наборов, так и от стенных. Найдены обломки голосников — амфоры и кувшины местного производства.

Неподалеку от Успенского собора в 1951 г. раскопками вскрыты остатки мастерской по производству стекла и смальты (В. А. Богусевич). Мастерская относится к концу XI в. Состав мозаичной смальты этой мастерской идентичен мозаике, найденной в соборе.

Каргер М. К. Древний Киев, т. 2, с. 337—369; Холостенко Н. В. 1) Исследование руин Успенского собора Киево-Печерской лавры. — СА, 1955, т. 23, с. 341—358; 2) Исследование руин Успенского собора Киево-Печерской лавры в 1962—1963 гг. — В кн.: Культура и искусство Древней Руси. JL, 1967, с. 58—68; 3) Успенський собор Печорського монастиря. — В кн.: Стародавній Київ. Київ, 1975, с. 107—170; 4) Нові дослідження Іоанно-Предтеченської церкви та реконструкція Успенського собору Киево-Печерської лаври. — В кн.: Археологічні дослідження стародавнього Києва. Київ, 1976, с. 131—165; 5) Памятник XI в.— собор Печерского монастыря. — Стр-во и архитектура. Киев, 1972, № 1, с. 32—34; Богусевич В. А. Мастерские XI в. по изготовлению стекла и смальты в Киеве. — КСИАУ, 1954, вып. 3, с. 14—20; Щапова Ю. Л. Новые материалы к истории мозаик Успенского собора в Киеве. — СА, 1975, № 4, с. 209—222; Филатов В. В., Шептюков А. П. Фрагмент наружной росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. — Сообщ. ВЦНИЛКР, М., 1971, № 27, с. 202-206; Гезе В. Е. Заметки о некоторых киевских древностях. — ЗРАО. Нов. сер., 1901, т. 12, вып. 1—2, с. 191—194.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1842 Родился Адольф Бёттихер — немецкий архитектор, искусствовед, археолог, специалист по охране памятников истории, руководитель раскопок Олимпии в 1875—1877 гг.
  • 1926 Родилась Нина Борисовна Немцева – археолог, известный среднеазиатский исследователь-медиевист, кандидат исторических наук.
  • 1932 Родился Виталий Епифанович Ларичев — советский и российский археолог-востоковед, антрополог, доктор исторических наук, специалист по археологии чжурчжэней, автор работ по палеоастрономии.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 29.12.2015 — 18:15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика