Киев. Церковь архангела Михаила

Михайловская церковь была заложена в 1108 г.: «Заложена бысть церкы святаго Михаила, Золотоверхая, Святополком князем в 11 иулия месяца» [ПВЛ, 6616]. Летописных известий об окончании строительства нет, но к 1113 г. оно уже завершилось, поскольку в этом году в церкви был погребен ее заказчик — князь Святополк: «… и положиша в церкви святаго Михаила, юже бе сам создал» [ПВЛ, 6621]. С конца XV в. в письменных источниках упоминается Михайловский Златоверхий монастырь. В грамоте 1523 г. церковь этого монастыря названа «запустелой». Позднее церковь была восстановлена и оформлена в стиле пышного украинского барокко. Изучением храма историки архитектуры занимались с середины XIX в., но детальное обследование не было осуществлено. В 1934—1935 гг. здание церкви было разобрано. При этом мозаики и часть фресок были сняты со стен и перенесены в музеи.

[adsense]

Михайловская церковь была шестистолпным храмом с тремя апсидами, имевшими снаружи граненые очертания (табл. 4). Приблизительные размеры церкви: длина 28.6 м, ширина 18.7 м. Столбы крестчатые; западная их пара соединялась с боковыми стенами, выделяя нартекс. Лопатки снаружи и внутри плоские, одноуступчатые. Хоры церкви, видимо, имели П-образный план, занимая пространство над нартексом и в боковых нефах до западных подкупольных столбов. В северном членении нартекса внутри проходила круглая винтовая лестница для подъема на хоры. К западному членению южного фасада примыкала маленькая церковь (очевидно, крещальня) с тремя апсидами. Толщина стен этой церкви 1 м, диаметр ее центральной апсиды 2.5 м. Не совсем ясно, примыкала ли крещальня вплотную к зданию собора или была отделена от него узким проходом. Храм, по-видимому, завершался одной главой, хотя крещальня и башня, вероятно, первоначально имели собственные главы. Фасады храма заканчивались закомарами, расположенными на одной высоте. В тимпанах закомар трех восточных членений боковых фасадов размещалось по 3 ниши, из которых средняя имела полукруглую перемычку, а боковые завершались дугой в четверть окружности. Ниже окон второго яруса проходила лента кирпичного меандрового орнамента, а под ней — пояс декоративных ниш. Барабан главы был 12-оконным; над его окнами располагался пояс меандра, выше — декоративные ниши.

Здание было возведено в смешанной технике: из кирпичей (кладка со скрытым рядом) и камней. Кирпичи имели толщину 4.3—5 см (по данным XIX в. — 4.5X31X35.5 см). В стенах отмечено наличие карнизов.

Собор имел богатое внутреннее убранство. Его апсида была украшена мозаичной живописью, а остальные части интерьера расписаны фресками. Полы были покрыты шиферными плитами с мозаичной инкрустацией. В соборе найдены 4 капители из мрамора, первоначальное местоположение которых неизвестно.

М. К. Каргер выдвинул предположение, что разобранное в 30-х гг. здание было в действительности не Михайловским собором, а Дмитриевским, построенным в 60-х гг. XI в., однако Ю. С. Асеев достаточно убедительно это опроверг.

Каргер М. К. Древний Киев, т. 2, с. 273—282; Асеев Ю. С. 1) Новые данные о соборе Дмитриевского монастыря в Киеве. — СА, 1961, № 3, с. 296; 2) Мистецтво стародавнього Киева. Київ, 1969, с. 83; Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966; Холостенко Н. В. София Киевская и формирование киевской архитектурно-строительной школы. — В кн.: София Киевская. Киев, 1973, с. 24.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 29.12.2015 — 15:24

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014