Ирокезская фратрия

Определение фратрии. — Соединение родственных родов в высшую организацию. — Фратрия ирокезских племен. — Ее состав. — Ее порядки и функции. — Общественные и религиозные. — Примеры. — Аналогия с греческой фратрией, но в ее архаической форме. — Фратрия чокта. — — Чиказа. — Мохеганов. — Тлинкитов. — Вероятность всеобщего распространения у американских туземцев.

Фратрия (<ррат;яа), как показывает самый термин, есть братство и представляет собой естественное образование, выросшее из родовой организации. Это — органический союз или ассоциация двух или более родов одного и того же племени для определенных общих целей. Это были обычно роды, образовавшиеся путем сегментации одного начального рода.

У греческих племен, у которых фратриальная организация имела почти такой же постоянный характер, как и род, она сделалась весьма влиятельным учреждением. Каждое из четырех племен афинян было организовано в три фратрии, состоящие каждая из тридцати родов, что дает всего двенадцать фратрий и триста шестьдесят родов. Такая точная числовая однородность в составе каждой фратрии и каждого племени не могла произойти из разделения родов естественным путем. Это было, вероятно, как указывает Грот, результатом законодательной меры, имевшей целью создание симметричной организации. Все роды одного племени были, как правило, общего происхождения и носили общее племенное имя; следовательно, не требовалось особо сурового принуждения, чтобы соединить во фратрии определенное число родов и образовать определенное число фратрий в каждом племени. Но фратриальная организация имела естественную основу в непосредственном родстве определенных родов, как подразделений одного начального рода, что, несомненно, и было основой, на которой первоначально возникла греческая фратрия. Включение чужих родов и перевод родов, с их согласия или по принуждению, может объяснить одинаковое число родов и фратрий в афинских племенах.

Римская curia представляла собой аналогию греческой фратрии. Дионисий постоянно называет ее фратрией. В каждой curia было десять родов, и в каждом из трех римских племен—десять curiae, что дает в итоге тридцать curiae и триста родов. Функции римской curia известны гораздо лучше, чем греческой фратрии; функции эти имели большее значение, потому что curia непосредственно участвовала в делах управления. Собрание родов (comitia culiata) голосовало по curiae, при чем каждая имела один коллективный голос. Это собрание было верховной властью римского народа вплоть до эпохи Сервия Туллия.

В функции греческой фратрии входило между прочим отправление специальных религиозных обрядов, прощение или месть за убийство фратора и очищение убийцы, избежавшего наказания за свое преступление, как условие его возвращения в общество 1. В более позднее время у афинян — ибо фратрия в Афинах пережила установление политического общества при Клис- фене — она наблюдала за регистрацией граждан, став таким образом храни¬тельницей законности происхождения и прав гражданства. Женщина с выходом замуж зачислялась во фратрию своего мужа, а дети зачислялись в род и фрат¬рию своего отца. В обязанность этой организации входило также преследова¬ние убийцы фратора на суде. Таковы были, из числа нам известных, предметы ведения и функции фратрии в более ранний и позднейший периоды. Если бы удалось установить все детали, то оказалось бы, вероятно, что фратрия имела также отношение к общим трапезам, публичным играм, похоронам выдающихся лиц, первоначальной организации армии, ведению собраний советов, равно как н отравлению религиозных обрядов и охране общественных привилегий.

Фратрия существовала у многих племен американских туземцев; она, по-видимому, возникла здесь естественным образом, заняв место второго члена органического ряда, точно так же как у греческих и латинских племен. Она не имела каких-либо функций управления, принадлежавших роду, племени и конфедерации; но она была облечена, в общей социальной системе, определенными полезными полномочиями в связи с необходимостью какой-либо организации, большей чем род и меньшей чем племя, в особенности, если последнее было велико. Оставаясь тем же самым учреждением по своим существенным чертам и характеру, она представляет всю эту организацию в ее архаической форме и с ее архаическими функциями. Знакомство с индейской фратрией необходимо для правильного понимания греческой и римской фратрий.

Восемь родов племени сенека-ирокезов были объединены в две фратрии следующим образом:

Первая фратрия
Роды: 1. Медведь. 2. Волк. 3. Бобр. 4. Черепаха.

Вторая фратрия
Роды: 5. Олень. 6. Кулик. 7. Цапля. 8. Ястреб.

Каждая фратрия (De-a-non-da’-a-yoh) представляет собой братство, как показывает самый термин. Роды в одной и той же фратрии — братские роды по отношению друг к другу и дзоюроднобратские по отношению к родам другой фратрии. Они равны по своему положению, характеру и привилегиям. Сенека обыкновенно называют роды своей собственной фратрии братскими родами, а роды другой фратрии—двоюроднобратскими родами, когда упоминают о них в их отношении к фратрии. Первоначально брак между членами одной и той же фратрии не был дозволен, но члены каждой фратрии могли вступать в брак с членами каждого рода другой фратрии. Это запрещение показывает, что роды каждой фратрии были подразделениями начального рода и запрещение брака в пределах собственного рода сохранилось для его подразделений. Ограничение это, однако, давно отпало, сохранившись только по отношению к собственному роду. Предание сенека утверждает, что Медведь и Олень были начальными родами, остальные же были их подразделениями. Отсюда ясно, что фратрия имела естественную основу в кровном родстве составлявших ее родов. После того как они вследотвие разрастания разделились, осталась естественная тенденция соединить их в более высокую организацию с общими для всех их целями. Одни и те же роды не всегда постоянны в данной фратрии, как это видно из состава фратрий в остальных ирокезских племенах. Переходы отдельных родов из одной фратрии в другую должны были происходить в тех случаях, когда нарушалось равновесие их относительной численности. Важнно знать, что эта организация возникла весьма просто и легко управлялась в качестве части социальной системы древнего общества. С разрастанием рода, что сопровождалось территориальным разобщением его членов, происходила сегментация, при чем отделившаяся часть принимала новое родовое имя. Но предание об их прежнем единстве сохранялось и становилось основанием для их реорганизации во фратрию.

Подобным же образом кайюга-ирокезы имеют восемь родов в двух фратриях; но эти роды разделены между ними неравномерно, а именно:

Первая фратрия
Роды: 1. Медведь. 2. Волк. 3. Черепаха. 4. Кулик. 5. Угорь.
Вторая фратрия Роды: 6. Олень. 7. Бобр. 8. Ястреб.

Семь из этих родов — те же, что и у сенека, но род Цапля исчез, и его место занял Угорь, переведенный, однако, в противоположную фратрию. Роды Бобр и Черепаха также переменили фратрии. Кайюга называют роды одной и той жe фратрии братскими родами, а противоположной фратрии — двоюроднобратскими.

Онондага-ирокезы имеют то же число родов, но два из них отличаются своими именами от родов сенека. Они организованы в следующие две фратрии:

Первая фратрия
Роды: 1. Волк. 2. Черепаха. 3. Кулик. 4. Бобр. 5. Мяч.

Вторая фратрия
Роды: 6. Олень. 7. Угорь. 8. Медведь.

Здесь также состав фратрий иной, чем у сенека. Три рода первой фратрий у обоих племен одинаковы, но род Медведь перенесен в противоположную фратрию и оказывается теперь вместе с родом Олень. Разделение родов между Фратриями тоже неравномерно, как у кайюга. Роды одной фратрии называются братскими родами, а роды другой фратрии — их двоюроднобратскими родами. Тогда как у онондага нет рода Ястреб, у сенека нет рода Угорь; но члены этих двух родов братаются при встречах, считая, что между ними существует связь.

Мохавки и онейда имеют только три рода: Медведь, Волк и Черепаха, и не имеют фратрий. При образовании конфедераций в различных племенах имелось семь из восьми родов сенека, как это показывают их сахемства, но мохавки и скейда имели тогда только три из названных родов. Это показывает, что они потеряли тогда целую фратрию и один род из оставшейся фратрии, если принять, что начальные племена некогда состояли из одних и тех же родов. Когда племя, организованное в роды и фратрии, разделяется, это может произойти по линии фратриальной организации. Хотя все члены племени вследствие браков и перемешались, однако каждый род во фратрии состоит из женщин с их детьми и потомками по женской линии, образующими ядро фратрии. Они должны были стремиться оставаться вместе и таким образом могли выделиться в отдельную группу. Члены рода — мужчины, женатые на женщинах из других родов и живущие со своими женами, не влияли на состав рода, так как дети их к их роду не принадлежали. Если когда-нибудь будет восстанавливаться точная история индейских племен, то это должно быть сделано по родам и фратриям, которые могут быть прослежены от племени к племени. При таком исследовании заслуживал бы внимания вопрос, распадались ли когда-нибудь племена по фратриям. Это по меньшей мере вероятно.

Тускарора-ирокезы еще в отдаленном прошлом отделились от главного ствола и в эпоху их открытия жили в области реки Ньюз в Северной Каролине. Около 1712 г. они были вытеснены из этих мест, после чего переселились в землю ирокезов и были приняты в конфедерацию в качестве шестого ее члена. Они имеют восемь родов, организованных в две фратрии, а именно:

Первая фратрия
Роды: 1. Медведь. 2. Бобр. 3. Большая черепаха. 4. Угорь.
Вторая фратрия Роды: 5. Серый волк. 6. Желтый волк. 7. Малая черепаха. 8. Кулик.

Они имеют шесть общих родов с кайюга и онондага, пять общих с сейека и три общих с мохавками и онейда. Бывший у них когда-то род Олень вымер в новейшее время. Отметим также, что род Волк разделен теперь на два: Серый и Желтый волк, и род Черепаха также на два: Большая и Малая черепаха. Три рода первой фратрии совпадают с тремя родами первой фратрии сенека и кайюга, с тем исключением, что род Волк раздвоился. Так как между отделением тускарора от своих сородичей и их возвращением прошло несколько сот лет, то мы имеем здесь доказательство прочности существования рода. Как и у других племен, роды одной фратрии называются братскими родами, а роды другой фратрии двоюроднобратскими.

Из различия в составе фратрий у разных племен, повидимому, следует, что время от времени состав родов во фратриях изменялся, приспособляясь к изменившимся условиям. Некоторые роды процветали и разрастались, тогда как другие, вследствие разных невзгод, приходили в упадок, а иные вымирали; таким образом переход родов из одной фратрии в другую окавывался необходимым для того, чтобы сохранить известное равенство числа фраторов в каждой фратрии. Организация фратрии существовала у ирокезов с незапамятных времен. Она, вероятно, старше, чем конфедерация, которая была учреждена свыше четырех столетий тому назад. Различия состава содержащихся во фратрии родов отражают те превратности судьбы, которым каждое племя подвергалось в этот промежуток времени. Во всяком случае они по существу незначительны и показывают постоянство как фратрии, так и рода.

Ирокезские племена имели всего тридцать восемь родов, при чем у четырех из этих племен было всего восемь фратрий.

По своим задачам и деятельности ирокезская фратрия стоит ниже греческой, что и можно было предполагать, хотя наши сведения о функциях последней ограничены, а равно ниже деятельности римской фратрии, опять-таки насколько таковая нам известна. Сравнивая последнюю с первой, мы опускаемся на два этнических периода, в совершенно иное состояние общества. Различие, однако, только в степени прогресса, но не в его характере; ибо у обеих рас мы имеем одно и то же учреждение, происходящее из одного и того же или сходного зародыша и сохранявшееся в течение громадных периодов времени как часть общественной системы. Родовое общество сохранялось по необходимости у греческих и римских племен, пока на смену ему не возникло политическое общество; оно сохранялось у ирокезских племен потому, что их еще отделяли от цивилизации два этнических периода. Таким образом важен каждый факт, относящийся к функциям и деятельности индейской фратрии, ибо он служит иллюстрацией архаического характера учреждения, которое приобрело такое влияние в более развитом состоянии общества.

Фратрия у ирокезов имела частью общественные, частью религиозные цели; ее функции и порядки всего лучше обнаруживаются на конкретных примерах. Мы начнем с самых простых, с игр, постоянно происходивших во время собраний советов племени и конфедерации. У сенека, например, при игре в мяч фратрии составляют противоположные партии и заключают одна с другой пари об исходе игры. Каждая фратрия выставляет своих лучших игроков, обыкновенно от шести до десяти с каждой стороны, при чем члены каждой фратрии собираются вместе, однако на противоположных сторонах поля, на котором происходит игра. Перед началом игры члены противоположных фратрий ставят в заклад предметы своей личной собственности, которые отдаются под охрану особых лиц во избежание конфликтов. Игра ведется с одушевлении и энтузиазмом и представляет собой захватывающее зрелище. Члены каждой фратрии напряженно следят за игрой со своих противоположных пунктов и приветствуют своих игроков при каждом удачном обороте игры 2.

Фратриальная организация проявляла себя различными путями. В совете племени сахемы и вожди обеих фратрий обычно садились по двум сторонам воображаемого огня совета, и ораторы обращались к обеим противоположным группам как представителям фратрий. Формальности подобного рода при деловых отношениях имеют для краснокожего совершенно особую привлекательность.

Далее, если случалось убийство, род убитого обычно собирал совет и, установив факты, принимал меры к отомщению убитого. Род преступника точно так же собирал совет и старался достигнуть примирения или получить прощение со стороны рода убитого; но часто случалось, что род преступника, если убийца и убитый принадлежали к противоположным фратриям, приглашал другие роды своей фратрии общими усилиями добиться прощения. В таком случае фратрий собирала совет и обращалась затем к другой фратрии, к которой отправляла делегацию с поясом из белых раковин, прося устроить собрание фратрии и притти к миролюбивому соглашению. Семье и роду убитого предлагалось удовлетворение в виде выражений сожаления и ценных подарков. Переговоры между обоими советами продолжались до тех пор, пока не приходили к какому-нибудь положительному или отрицательному решению. Влияние фратрии, состоящей из нескольких родов, должно было быть больше, чем одного рода, а благодаря призыву к участию противоположной фратрии вероятность прощения увеличивалась, в особенности если имелись смягчающие обстоятельства. Мы можем видеть отсюда, как естественно греческая фратрия до наступления цивилизации приняла в свое ведение преимущественно, хотя и не исключительно, дела об убийстве, а равно об очищении убийцы, если он не подвергался наказанию; и точно так же, на каком основании, после учреждения политического общества, фратрия взяла на себя обязанность преследования убийцы судом.

Фратрия проявляла себя особо заметным образом при погребении выдающихся членов племени. Фраторы умершего в полном составе исполняли обязанности плакальщиков, а члены противоположной фратрии руководили церемониями. В случае смерти сахема противоположная фратрия, обыкновенно непосредственно после погребения, посылала к центральному огню совета, у онондага, официальный пояс из вампума умершего сахема в качестве извещения о его смерти; Этот пояс хранился до назначения его преемника, когда пояс возлагался на него как отличительный знак его должности. При погребении Прекрасного озера (Ga-ne-o-di’-yo), одного из восьми сахемов сенека (это происходило несколько лет назад), собралось двадцать семь сахемов и вождей и, сверх того, большое число членов обеих фратрий. Обычное обращение к трупу и другие речи перед выносом тела были произнесены членами противоположной фратрии. После окончания речей тело было отнесено к могиле лицами, избранными из той же фратрии, за которыми следовали сперва сахемы и вожди, затем семья и род умершего, далее его собственные фраторы и, наконец, члены противоположной фратрии. После того как тело было опущено в могилу, сахемы и вожди образовали круг, чтобы засыпать могилу землей. Каждый по очереди, начиная со старейшего по возрасту, сбрасывал по три полных лопаты, типическое число их религиозной системы: первая относилась к Великому духу, вторая — к Солнцу и третья — к Матери земле. Когда могила была засыпана, старейший сахем с особой речью возложил «рога» умершего сахема, эмблему его должности, на могильную насыпь над его головой, где они должны были оставаться до избрания его преемника. При этой последней церемонии «рога» брались с могилы умершего правителя и возлагались на голову его преемника 3, Весь этот порядок отчетливо обрисовывает общественные и религиозные функции фратрии и ее естественное место в органической системе древнего общества.

Фратрия имела также непосредственное касательство к избранию сахемов и вождей отдельных родов, обладая правом отрицательного или утвердительного вотума. После того как род умершего сахема избирал его преемника или вождя второй степени, выбор, как уже было указано в другом месте, должен был быть принят и утвержден каждой фратрией. Считалось, что роды той же фратрии должны были утвердить сделанный выбор почти бесспорным образом, но противоположная фратрия также должна была дать свое согласие, и здесь иногда возникали препятствия. Тогда собирался совет каждой фратрии и высказывался за или против избрания. Если оно принималось обеими фратриями, то считалось окончательным, но при неутверждении его одной из фратрий, оно отменялось и родом производились новые выборы. Когда сделанный родом выбор утверждался фратриями, то все же было необходимо, как уже было указано, чтобы новый сахем или новый вождь был поставлен советом конфедерации, которому одному принадлежало право вводить в должность.

Сенеки в настоящее время не имеют своих Медицинских лож, исчезнувших сравнительно недавно; прежде они существовали и составляли выдающуюся часть их религиозной системы. Поддерживать Медицинскую ложу означало соблюдать их важнейшие религиозные обряды и исполнять наиболее значительные религиозные мистерии. У них были две такие организации, по одной в каждой фратрии, что опять-таки указывает на естественную связь фратрии с религией. Об этих ложах и их церемониях в настоящее время известно очень мало. Каждая из них была братством, в которое новые члены принимались путем формального посвящения.

Фратрия не имела функций управления в точном смысле этого слова; они были сосредоточены в роде, племени и конфедерации; она вмешивалась в их общественные дела с широкими административными полномочиями, но все более и более сосредоточивалась на религиозных делах. В отличие от греческой фратрии и римской curia, она не имела официального главы. Фратрия, как таковая, не имела вождя, равно как и своих религиозных должностных лиц особо от рода и племени. Эта организация у ирокезов находилась в своей рудиментарной архаической форме, но она вошла в жизнь путем естественного и неизбежного развития и стойко держалась, так как удовлетворяла необходимым потребностям. Каждое укоренившееся учреждение человечества оказывается связанным с постоянной потребностью в нем. Существование рода, племени и конфедерации необходимым образом обусловливало и наличие фратрии. Однако нужны были время и дальнейший опыт для того, чтобы обнаружились все цели, кото¬рым она могла служить.

Фратрия должна была существовать и у оседлых индейцев Мексики и Центральной Америки, как это можно предположить по общим соображениям, при чем должна была быть более развитой и влиятельной организацией, чем у ирокезов. К несчастью, лишь намеки на такого рода учреждение можно найти в подробных рассказах испанских писателей первого столетия после завоевания. Четыре «колена» тласкаланов, которые занимали четыре квартала пуэбло Тласкала, были, по всей вероятности, именно фратриями. Численности их было достаточно для четырех племен, но посколько они занимали одно пуэбло и говорили на одном и том же диалекте, фратрия оказалась, очевидно, необходимой. Каждое колено или фратрия, если ее можно так назвать, имела особую военную организацию, особую одежду и знамя и своего верховного военачальника (teuctli), бывшего ее главнокомандующим. Они выступали на бой по фратриям. Организация военных сил по фратриям и племенам была небезизвестна гомеровским грекам. Так, Нестор советует Агамемнону «разделить войска по фратриям и племенам, чтобы фратрия могла поддерживать фратрию и племя — племя» 4 При господстве родовых учреждений наиболее развитого типа принцип родства стал в значительной мере основой организации армии. Подобным же образом и ацтеки занимали пуэбло Мексико в виде четырех различных подразделений, при чем люди каждого из этих подразделений были в более близком родстве между собой, чем с людьми других делений. Они представляли собой различные колена, подобно тласкаланам, и, весьма вероятно, составляли четыре отдельно организованных фратрии. Они отличались друг от друга одеждой и знаменами и шли на войну в виде отдельных отрядов. Занятые ими территории назывались четырьмя кварталами Мексико. К этому вопросу мы еще вернемся.

Что касается распространенности этой организации у индейских племен, находящихся на низшей ступени варварства, то этот вопрос был исследован лишь поверхностно. Надо думать, что она существовала у всех главнейших племен, судя по той естественности, с какой она возникает в качестве необходимого члена органического ряда, а равно по тому не относящемуся к области управления назначению, к которому она была приспособлена.

У некоторых племен фратрии отчетливо выступают на фоне их организации. Так, роды чокта соединены в две фратрии, что следует отметить прежде всего для того, чтоб показать отношение родов друг к другу. Первая фратрия называется «Разделившийся народ» и содержит четыре рода. Вторая называется «Возлюбленный народ» и точно так же содержит четыре рода. Это размежевание родов по двум делениям создало две фратрии. Известное знакомство с функциями этих фратрий, конечно, желательно, но и без того факт их существования устанавливается уже наличием самих этих делений. Эволюция конфедерации из пары родов — меньше двух не бывает ни в одном племени — может быть выведена теоретически на основании известных фактов индейского опыта. Таким образом род увеличивается в числе своих членов и делится на два; эти, в свою очередь, разделяются, а со временем вновь соединяются в две или более фратрии. Фратрии же образуют племя, члены которого говорят на одном диалекте. С течением времени это племя распадается путем сегментации на несколько племен, которые в свою очередь соединяются в конфедерацию. Таким образом конфедерация возникает из пары родов через племя и фратрию.

Чиказа организованы в две фратрии, из которых одна содержит четыре, а другая восемь родов, а именно:

I. Фратрия Пантеры
Роды: 1. Дикая кошка. 2. Птица. 3. Рыба. 4. Олень.

II. Испанская фратрия
Роды: 5. Енот. 6. Испанский. 7. Королевский. 8. Hush-ko’-ni. 9. Белка. 10. Аллигатор. 11. Волк. 12. Черный дрозд.

Подробностей о фратриях чокта и чиказа я не могу дать. Лет четырнадцать тому назад о существовании этих организаций мне сообщил доктор Кир Байингтон и Чарльз К. Копленд, но без указаний относительно их порядков и функций.

Весьма полную иллюстрацию естественного образования фратрии вследствие подразделения родов представляет организация племени мохеганов. Оно состояло из трех начальных родов: Волка, Черепахи и Индюка.

Каждый из них разделился, и эти подразделения сделались независимыми родами, но удержали имена своих начальных родов в качестве соответственных названий фратрий. Иными словами, подразделения каждого рода реорганизовались во фратрию. Это наглядно показывает естественный процесс, путем которого с течением времени один род распадается на несколько родов, при чем эти последние остаются соединенными во фратрию, что и выражается принятием имени фратрии. Фратрии эти следующие:

I. Фратрия Волка
Роды: 1. Волк. 2. Медведь. 3. Собака. 4. Опоссум.

II. Фратрия Черепахи
Роды: 5. Маленькая черепаха. 6. Болотная черепаха. 7. Большая чере¬паха. 8. Желтый угорь.

Фратрия Индюка
Роды: 9. Индюк. 10. Журавль. 11. Цыпленок

Таким образом ясно, что начальный род, Волк, разделился на четыре рода, Черепаха — также на четыре и Индюк — на три рода. Каждый новый род принял новое имя, а начальный сохранил свое, ставшее по праву старшинства именем фратрии. У племен американских индейцев очень редко встречаются в их внешней организации столь отчетливые примеры сегментации родов с последующим образованием фратрий из их подразделений. Это доказывает также, что фратрия основывается на родстве родов. Как правило, имя начального рода, из которого образовались другие, неизвестно, но в каждом из приведенных примеров Оно сохраняется в качестве имени фратрии. Посколько последняя, подобно греческой фратрии, была организацией скорее общественной и религиозной, чем политической, она оставалась гораздо менее заметной, чем род или племя, игравшие существенную роль в управлении обществом. Из двенадцати афинских фратрий история сохранила нам имя только одной. Фратрии ирокезов не имели никаких имен, а назывались братствами.

У делаваров и мунси имеются три одинаковых рода: Волк, Черепаха и Индюк. У делаваров имеется в каждом племени двенадцать эмбриональных родов, но они, повидимому, представляют собой отдельные колена внутри родов » не получили родовых имен. Они все же указывают на известное движение в этом направлении.

Фратрия точно так же выступает на поверхности родовой организации у тлинкитов северо-западного берега. У них имеются две фратрии, а именно:

I. Фратрия Волка
Роды: 1. Медведь. 2. Орел. 3. Дельфин. 4. Акула. 5. Алька.

II. Фратрия Ворона
Роды: 6. Лягушка. 7. Гусь. 8. Морской лев. 9. Сова. 10. Лосось.

Брак в пределах фратрии воспрещен, что уже само по себе показывает, что роды каждой фратрии произошли от одного начального рода 5 Напротив того, члены каждого рода фратрии Волка могли вступать в брак в любом роде противоположной фратрии и наоборот.

Приведенные факты устанавливают существование фратрии у различных лингвистических стволов американских туземцев. Наличие ее у названных племен позволяет предположить ее всеобщее господство среди ганованской семьи. У оседлых индейцев, у которых численность рода и племени была больше, фратрия естественно должна была иметь большее значение и, следовательно; быть более развитой. Как учреждение она сохраняла свою архаическую форму, но обладала уже существенными элементами греческой и римской фратрии. Мы можем теперь утверждать, что весь органический ряд древнего общества, а именно: род, фратрия, племя и конфедерация племен, существует в полной жизненной силе на американском континенте. Дальнейшие данные установят универсальное распространение родовой организации на всех континентах.

Если будущие исследователи займутся специально функциями фратриальной организации американских туземцев, то приобретенные сведения объяснят многие до сих пор не вполне понятные особенности индейской жизни и быта и прольют более яркий свет на их порядки и обычаи, равно как образ жизни и общественный строй.

Notes:

  1. На то, что очищение исполнялось фратриями, указывает Эсхил: ПоСа 5с <рр»т»рои|
    г-р/Ес:—-*1.— „Эвмениды», 355.
    [Путем какого очищения фраторы примут его?].
  2. League of the Iroquois, p. 294.
  3. По ирокезским верованиям, ушедшая душа совершала десятидневный путь с земли на небо. В течение десяти дней после смерти носившие траур собирались по ночам оплакивать умершего, предаваясь безграничной печали. Погребальные пения или причитания исполнялись женщинами. По древнему обычаю, в течение того же времени каждую ночь на могиле зажигался огонь. На одиннадцатый день устраивалось пиршество: душа умершего достигла неба, места успокоения, и оснований для траура больше не было. Этим пиршеством траур оканчивался.
  4. Илиада, Н, 362.
  5. Bancroft’s Native Расог cf t!:c Pacific States, I 109.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 19.03.2017 — 18:39

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика