Ха Фулин — Керамика с белой инкрустацией

К оглавлению сборника «Керамика как исторический источник»

В различное время на территории Евразии существовали археологические культуры, в материалах которых наряду с основным типом керамики, характерным для данной культуры, имеется и керамика (обычно, в несколько меньшем количестве), орнаментированная нарезным геометрическим орнаментом, заполненным белым веществом ( = затертым белой пастой ), контрастирующим с темным цветом фона сосуда. Такой способ заполнения орнамента иногда называют инкрустацией. Необходимо отметить, что наряду с белой известна инкрустация веществами красного, желтого и других цветов. Но в данном случае рассматривается только керамика с белой инкрустацией. Наиболее ранние находки такой керамики черного цвета с матовой или лощеной поверхностью, украшенной резным геометрическим узором, сделаны в Болгарии — культура Караново II,III,IV и в Македонии — Неа Никомедия (Монгайт, 1973, с. 206, 222). Эти находки датируются VI тыс. до н.э. В V тыс. до н.э. черная и серая лощеная инкрустированная керамика распространена уже на несколько большей территории, охватывающей северную Венгрию и восточную Словению — культура Бюкка (буковогорская), Румынию и Болгарию — культуры Баян и Хаманджия (Монгайт, 1973, с. 232-233, 241-242). В конце V-III тыс. до н.э. она отмечается в материалах североевропейской культуры воронковидных кубков, культуры линейно-ленточной керамики, румынско-молдавских культур Триполье-Кукутени (Монгайт, 1973, с. 233- 234, 245, 255-256, 273-274; энеолит СССР, с. 178-201), на юге — в Египте и Анатолии (Икизтепе, Яриккайа, Троя I — Археология зарубежной Азии, с.82, 85; Кинк, 1976, с. 19-21; Мерперт, 1988, с. 30; Монгайт, 1973, с. 232-233, 241-242).

Позднее, в первой половине II тыс до н.э. ее распространение на Ближнем Востоке связывают уже с конкретным этносом — с продвижением гиксосов в Сиро-Палестину (Титов, 1982, с. 111- 113; Вулли, 1986, с. 74-87). Также в начале II тыс.до н.э. такая керамика с точечным орнаментом известна севано-узерликской культуре Южного Кавказа (Кеушнарева, 1985, с. 99-104; Погребова, 1977, с. 108). Третей четвертью II тыс. до н.э. датируется наследующая предыдущей, но уже имеющая резной орнамент керамика ходжалы-кедабекской культуры (Гусейнова, 1989). Возможно, отсюда, с Кавказа она в конце II — начале I тыс. до н.э. распространяется далее на юго-восток — некрополь Чандар, тепе Гиян и Сиалк А (Погребова, 1977, с. 108-111, 153; Гусейнова, 1989, с. 64-76).

В Северном Причерноморье ХVI-ХIV вв. до н.э. датируются срубные памятники с чернолощеной керамикой, орнаментированной резным и зубчатым штампом заполненным белой пастой (Кривцова-Гракова, 1955, с. 89-94; Березанская, 1982, с. 39-40; она же, 1986, с. 73,74; Моруженко, Усачук, 1986, с. 146, 154; Сагайдак, Старцева, 1978, с. 79).

Далее, если следовать хронологии, этот тип керамики известен в раннекарасукских памятниках ХIII-ХI вв. до н.э. Минусинской котловины (Вадецкая, 1986, с. 61).
С началом I тыс. до н.э. чернолощеная икрустированная керамика получает широчайшее распространение и известна не только в Иране, но и в материалах культур байцзинбао в Маньчжурии (Гребенщиков, 1990, с.74-76), ирменской в Западной Сибири (Матвеев, 1986, с. 62-63), бегазы-дандыбайской Казахстана, чустской Средней Азии (Грязнов, 1966), кобанской Северного Кавказа (Анфимов, Шарафутдинова, 1982, с. 146; Козенкова, 1982:78), кизил-кобинской Крыма (Степи европейской … , с. 30), “киммерийских” памятников Северного Причерноморья, Украины и Поволжья (бондарихинская, фракийский гальштат, кизил-кобинская, чернолесская — Крупнов, 1958, с. 179; Гошко, Отрощенко, 1986; Степи европейской …, 1989, с. 18-30 ).

В результате картографирования выявляется, казалось бы слишком идеальная картина распространения рассматриваемого элемента материальной культуры. Появляясь первоначально в Македонии и Фракии, постепенно на севере распространяется носителями культуры линейно-ленточной керамики (балканской по своему происхождению (Балакии, 1987 , с. 100-103) в Северную Европу, через Румынию и Молдавию в Северное Причерноморье, а на юге через Анатолию далее на юг — в Сирию и Египет и на восток — Месопотамию, Кавказ, а затем с Кавказа транслируется на территорию Ирана.

Но регион, в котором в VI-III тыс. до н.э. происходят описанные выше события, целый ряд культурных явлений позволяет объединить в «циркумпонтийскую зону>> , характеризующуюся “активными и многосторонними контактами, определенной культурной интеграцией … , многочисленными переселениями различных масштабов и в разных направлениях … на значительных участках <<зоны>>, а иногда и весьма отдаленных друг от друга ее регионах распространяются единые культурные и идеологические феномены” ( Мерпер г, 1984, с. 240-242 ).

Вряд ли можно связывать распространение данного способа орнаментации керамики с каким-либо одним этносом известным или неизвестным. Распространять его могли небольшие группы мастеров-керамистов. Что же касается гиксосов, которым приписывают один из эпизодов распространения белоинкрустированной керамики, то это название не единого этноса, а группы племен, основную массу которых составляли западносемитские, то есть аморейские, или ханаанейские племена. Есть гипотезы об участии или даже руководстве гиксоским завоеванием то ли хурритов, то ли арийцев. ( История древнего мира. 1989, с.Т. 1:270-277).

В этой связи интересно, что анализ кетской топонимики Западной Сибири позволил сделать вывод о хурритско-карасукских связях через посредство федоровцев (Малолетко, 1989, с. 194-199). Такая же цепочка хурриты: — “карасукцы” — кеты вырисовывается и на материалах других исследователей (Дульзон, 1964, с.53-54; Генинг, 1989, с. 162-165, Членова, 1969 и 1981).

Дополнительным аргументом могло бы стать обнаружение на керамике федоровской культуры орнамента заполненного белой пастой.

Хотелось бы, чтобы данное исследование воспринималось не руководством к действию в данном направлении, не истиной в последней инстанции, а стимулом к дискуссии по целому ряду вопросов:
— существование связи между этносом (или некоторыми его признаками) и отдельным элементом материальной культуры;
— возможно ли столь длительное непрерывное существование культурного элемента;
— возможно ли конвергентное появление темной керамики с геометрическим орнаментом, заполненным белой пастой в различных культурах Евразии (как считал Иессен).

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014