Голубева Л.А. Топография домонгольского Киева

К содержанию 16-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

(Тезисы кандидатской диссертации, защищенной на заседании Ученого Совета ИИМК 29 марта 1946 г.)

1. Топография древнего Киева историками XIX в. восстанавливалась главным образом на основе письменных источников. Археологические открытия в Киеве с начала XX в. и, особенно, за последние 20 лет сделали возможным и необходимым заново пересмотреть эту тему, положив в основу ее решения археологические данные. Из числа последних особое место занимают киевские клады и некрополи, до сих пор (исключая нумизматические клады) вовсе не привлекавшиеся в качестве исторических источников.

2. В настоящее время известно свыше 160 отдельно описанных погребений в Киеве и удается установить следующие хронологические группы:

1) курганные погребения IX—X вв. с трупосожжением:
2) курганные погребения IX—X вв. с трупоположением в грунтовых могилах и в срубных гробницах;
3) погребения конца X—XI вв. (в их число входят княжеские погребения в каменных гробницах при храмах);
4) церковные кладбища XII—XIII вв.

Инвентарь погребений IX—X вв. значительно отличается от более поздних.

3. Киевские некрополи принадлежат к числу наиболее крупных славянских курганных кладбищ. Разбросанность киевских некрополей соответствует множественности первоначальных киевских поселений.

В IX—X вв. основным типом погребения рядовых горожан в Киеве являлось погребение в грунтовой могиле. Военно-дружинную знать хоронили в срубных гробницах, причем воин погребался вместе с женщиной и конем или только с конем. Погребения с трупосожжениями, характерные для северной группы племен, составляют меньшинство в Киеве, и наиболее богатые из них представлены в юго-западной части города, где находились первоначальные владения Рюриковичей.

4. С введением христианства курганный обряд погребения исчезает, и курганов XI—XII вв. в Киеве мы не знаем. Уже в X—XI вв., в связи с расширением города, значительная часть курганов уничтожается.

С конца X в. курганные некрополи сменяются в Киеве христианскими кладбищами при церквах, но иногда в составе последних курганы сохраняются значительно дольше. Для конца X—XI вв. характерны княжеские погребения в каменных гробницах внутри и вблизи храмов, сменяющие захоронения военно-дружинной знати IX—X вв. в срубных гробницах.

В конце XII — начале XIII в., в связи с запустением Киева, возникает ряд новых кладбищ за чертой городских валов, где в XII в. селились киевские ремесленники (гора Детинка).

Особую группу погребений в Киеве XI—XIII вв. составляют иноческие погребения в пещерах.

Взятие Киева татарами, сопровождавшееся массовой гибелью защитников города и мирного населения, оставило свой след в огромных коллективных могилах, обнаруженных в различных частях Киева.

5. Топография киевских кладов весьма точно отображает множественность первоначальных киевских поселений. Наиболее ранние клады (II—IV вв. н. э.) найдены только на Оболони и Печерске; клады IX—X вв. найдены также «на горе». Клады драгоценных изделий второй половины XI в.— начала XIII в. встречены только «на горе» — в районе «города Владимира», «города Ярослава» и «города Изяслава». Данные топографии и хронологии этой группы кладов подтверждают полностью положение об историческом росте киевского детинца с севера на запад и юг и позволяют говорить о княжеских усадьбах, в границах которых эти клады были зарыты.

6. Стратиграфия киевских культурных слоев говорит о заселении человеком территории Киева со времен палеолита. Культура Триполья и культура «полей погребений» уступает затем место поселениям антской поры, изученным пока еще слишком мало. VII—VIII вв.— наиболее темная пора в истории Киева и в наблюдавшихся разрезах культурных слоев (Киселевка) представлена стерильным слоем. В IX в. на территории Киева существует несколько поселений — селищ и городищ, окруженных огромными некрополями.

Древний Киев вырос из нескольких поселений, сохранявших следы раздельного существования еще в IX в. Преимущественное значение поселения на «Старом городе» сказывается лишь к концу IX в.

7. Положение киевского детинца X в. («града Игоря и Ольги») определяется древним рвом и валом на северо-восточной окраине «города Владимира»: там же находился «Боричев взвоз» (современный Андреевский спуск), соединявший гору с Подолием. Политическим и хозяйственным центром детинца являлся «княж двор».

В эпоху Владимира «княж двор» расширяет свои границы, включает в них дворцы, жилища и мастерские феодально-зависимых ремесленников. Центром всего ансамбля явился Десятинный храм Успения Богородицы.

При Ярославе к детинцу присоединяется территория на западе, где вокруг храма Софии возникает еще один архитектурный ансамбль.

Киевский посад («Козаре», Подол), как поселение свободного ремесленного и торгового люда, социально и топографически противостоит детинцу уже в X в.; археологически же для этого времени почти не изучен.

8. Эпоха Владимира и эпоха Ярослава оставили глубокий след в топографии Киева. Открытые в земле остатки монументальных каменных зданий гражданского и церковного характера конца X в. и половины XI в. полностью опровергают обычное представление о Киеве, как городе деревянной архитектуры.

Каменное зодчество этого времени отмечено единством стиля, отразившего в себе особенности наиболее блестящего периода в истории русского государства, предшествующего феодальной раздробленности.

9. В топографии Киева эпохи феодальной раздробленности (вторая половина XI в. — начало XIII в.) наиболее характерными чертами являются рост посада, что соответствует увеличению его значения в экономической и административно-политической жизни города, и появление новых феодальных княжеских усадеб в различных частях киевского детинца и даже вне его, как результат распада былого единства «княжого двора».

10. Южная часть «города Владимира» в середине XI в. становится достоянием рода Всеволода Ярославича. Еще в середине XII в. внуки и правнуки Всеволода владеют здесь княжескими усадьбами и монастырями.

Во второй половине XI в. начинается освоение так называемого Михайловского отделения Киева, которое становится исключительным достоянием семьи князя Изяслава Ярославича, строящей здесь церкви и монастыри в границах своих усадеб.

Род Святослава Ярославича, менее других связанный с киевским княжением, владеет в XII в. усадьбами в районе Подола (монастырь Симеона, Кирилловский монастырь).

В районе Десятинной церкви в XII в. продолжает существовать «княж двор», называемый летописью «Ярославовым», который занимается очередным князем, сидящим «на столе», в Киеве.

11. В XII в., в связи с увеличением круга местной феодальной знати, растет количество боярских дворов в Киеве, возникающих преимущественно в районе «города Ярослава». Там же, близ городских ворот и в основном за их пределами, возникают колонии иноземных купцов, и эта часть городского детинца приобретает черты сходства с посадом.

12. Топография киевского Подола второй половины XI и XII вв. отображает бурный рост последнего. Летопись отмечает существующие торжища, вечевую площадь, рост посадских храмов, которые являются одновременно и складами товаров. Впервые на территории Подола появляются церкви, построенные князьями. В конце XII в. Подол включается в общую систему киевских укреплений.

Примыкающие к Подолу возвышенности и удолья, как это доказывают археологические данные, покрываются жилищами и мастерскими ремесленников различных специальностей, селящихся раздельно («Гончары», «Кожемяки», поселения металлургов и ювелиров на Киселевке, разчиков по кости — там же, металлургов — на горе Детинке и др.).

13. Археологические открытия в Киеве позволяют говорить о различных типах жилых построек, бытовавших в Киеве X—XII вв.: от монументальных княжеских дворцов каменно-кирпичной кладки и рубленых деревянных боярских теремов до жилищ полуземляночного типа, служивших домами и одновременно мастерскими городских ремесленников.

14. Те же археологические данные позволяют судить о порядке размещения жилых и производственных построек в границах такого комплекса, каким является двор-усадьба феодального владельца в Киеве («княж двор»). В основе его лежит принцип кольцевого размещения жилищ, имеющий очень старые традиции.

15. В общей системе планировки центра города и таких архитектурных ансамблей, какими являлись «город Владимира», «город Ярослава», «город Изяслава», отражалось влияние Византии. Идея дворцового ансамбля была осуществлена киевскими строителями уже в постройках Владимира. В оформлении городской площади по типу античного Форума, создании «Триумфального пути», связи дворцовых зданий с храмом, в постройке патрональных храмов, устройстве ипподрома на «княжом дворе» — сказывается подражание быту византийских императоров, отразившееся в топографии Киева и в быту киевских князей.

16. Киевские укрепления детинца принадлежали к числу первоклассных и возводились по общей для других городищ системе (Белгород и др.). Мощность воротных башен на валах делает вероятным предположение о том, что части городских стен были каменными. К укреплениям детинца примыкали возникшие позднее линии валов, защищавших Киевский посад и ближние подступы к городу.

С конца XI в. в систему киевских укреплений входят также монастыри и княжеские усадьбы, расположенные на южных и северных подступах к Киеву, и более далекие пригороды киевские, соединенные друг с другом линией валов.

17. Пригородные княжеские монастыри под Киевом и укрепленные усадьбы отдельных княжеских фамилии играли очень важную хозяйственную и политическую роль. О богатствах и красоте этих усадеб свидетельствуют сохранившиеся каменные храмы, в прошлом украшенные со всей роскошью городских построек («Спас на Берестовом»).

Особое место в ряду киевских монастырей занимали пещерные монастыри с их кельями, некрополями и пещерными храмами. Следы их найдены на киевских нагорьях на большом пространстве от Кирилловского до Выдубицкого монастырей.

18. Монголо-татарское нашествие и причиненное им Киеву разрушение оставили свои следы в топографии Киева. Сейчас их можно изучать не только на основании письменных источников, но и археологически.

Исторические свидетельства о запустении Киева в послемонгольское время сейчас документируются археологическими открытиями, свидетельствующими об образовании пустырей в XIV—XV вв. на месте центральных районов Киева.

К содержанию 16-го выпуска Кратких сообщений Института истории материальной культуры

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика