Е.И. Глухих — Этнографические исследования русских поселений Тюменской области в 2009 г.

Оформить обстановку своего дома со вкусом — это большой плюс как для самочувствия самих жильцов, так и их гостей. Пройти курсы и стать настоящим дизайнером интерьеров можно на сайте
www.designstudy.ru. После прохождения курса вы сможете обставить свой дом по всем канонам профессионального дизайна интерьера.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

Целью полевой практики является закрепление знаний теоретической и прикладной этнографии, формирование навыков полевой работы: освоение основных методов сбора и фиксации информации, принципов оформления полевой документации. В августе 2009 г. Сибирский этнографический отряд ИАЭТ СО РАН под руководством д-ра ист. наук А. Ю. Майничевой был направлен в г. Тобольск для сбора архивных и этнографических данных, программа работы предусматривала также обследование Ишимского, Упоровского и других районов Тюменской области с тем, чтобы выяснить историю создания того или иного сооружения, включая особенности первоначального возведения.

Основным методом исследования было избрано интервьюирование хозяев строений, местных жителей по специально разработанному вопроснику «Этнокультурная адаптация в Сибири» (96 вопросов: общие сведения об информаторе, история сооружения дома или усадьбы, интерьер дома, детали здания, культовые сооружения, вера и праздники). Велась работа по атрибуции этнографических объектов, выполнению схематических чертежей некоторых сооружений, их частей и фрагментов. Данные, полученные в ходе опроса, были зафиксированы в письменном виде.

Паньшин Александр Георгиевич 1943 г. р., житель с. Корхино (русский, вера — православие), освоивший столярное дело и занимающийся художественной резьбой по дереву, был первым опрошенным. Усадьба, по его словам, включала в себя жилой дом, баню, амбар для хранения зерна, стайку для скота или пригон, сарай и иногда мастерскую. Двор пристраивался сзади дома; жилые дома-четырехстенки в основном строились из круглого леса и были однотипными (преобладала срубная система построек). Дом А. Г. Паньшина был построен его семьей в 1952 г. из сосны (бревна укладывались на фундамент, покрытый мхом), крыша была четырехскатная тесовая, позднее покрыли шифером; пол состоял из настила и половых реек; стены белили, но не расписывали; изба разделялась на три зоны: кухню, горницу и спальню. Русская печь была выложена из кирпича (применялась побелка), располагалась в кухне, служила также спальным местом для детей. Помимо русской, в доме была и железная печь. Межкомнатные двери были одностворчатыми, открывались наружу и утеплялись дерматином, окна выходили на южную сторону. Рамы, наличники Александр Георгиевич изготавливал и украшал художественной резьбой самостоятельно, при помощи рубанка, станка,
лобзика и резцов. В избе «красный» (передний) угол с иконами назывался «божницей». Обычно в селах имеются церкви, но в данном селе ее никогда не было. Церкви строили, как правило из кирпича на средства прихожан, рядом возводился деревянный домик священника (с. Бронниково).

Было опрошено несколько жителей с. Абалак. Дина Ивановна Вахрушева, 1932 г. р. (русская, вера — православие), — учитель начальных классов, проживает в уже купленном доме-пятистенке, однако оконные наличники изготовил ее дядя — краснодеревщик из Нижегородской области. Дома, по рассказу Дины Ивановны, строились в основном из сосны, прокладывались мхом, делились на летнюю и зимнюю половины; пол в избе был деревянный (некрашеный), тесовую крышу крыли «дранкой»; стены, потолки не расписывались; печь в избе была глинобитная и располагалась между кутью и спальней (для ее закладки нанимались мастера). Основными инструментами при постройке дома служили рубанок, ножовка, пила и топор. Усадьба включала в себя стайку, баню, избу, амбар, завозню (сарай), поленницу (дровенник); устраивались крытые дворы.

В с. Вагай нам удалось опросить работника краеведческого музея
В.В. Дрогалева, который немного рассказал об истории своего села, основанного казачеством. Дома — четырех-пятистенки (крестовые, т. е. со связью) возводились из сосны на стойках вровень с землей (крыльца не имелось, устанавливалась просто лесенка), крыши были тесовые (двускатные, фронтон зашивался досками), пол двойной (рейки забивались высушенным мхом), как правило, имелось большое подполье. Стены в избе не расписывались, расписывали только «красный» угол в красный или синий цвет (орнамент имел вид пламени), в этом углу иконы либо ставились, либо подвешивались, навешивались также рушники. Оконные наличники украшались накладной резьбой, иногда расписывались, изготавливались из лиственницы или сосны, значительно реже — из кедра по шаблонам новгородской, ярославской резьбы местными мастерами. Избы были с русской печью, которая выкладывалась печником, как правило, из кирпича. Всего в селе сохранилось 12 старых домов, которые строили сами хозяева (реже строили по найму), часто при закладке дома в каждый его угол подсовывались монетки. В центре села Вагай до 1779 г., по словам музейного работника, стояла деревянная церковь (в ней хранилась чудотворная икона Семена Верхотульского, которая помогала находить утопленников). Рядом с ней находились колокольня и дом священника, но эта церковь сгорела, а колоколенку убрали. В 1990-е гг. церковь Иоанна Богослова стали восстанавливать, теперь уже из камня.

Священным местом в селе является холм с поклонным крестом, где, по преданию, похоронен сам Ермак.

В д. Шаблыкино Ишимского района Тюменской области нам удалось поработать с материалами школьной библиотеки, что позволило получить сведения об истории формирования самой деревни: «С. Шаблыкино возникло в июне 1895 года в результате переселения в Сибирь семей из Орловской губернии, Карачаевского уезда, именно лес, густой и нетронутый, привлек переселенцев. Так возникло село. В 1903 г. начали строить церковь, строили сообща, и год спустя стройка была закончена. Это было первое крупное строительство в деревне; в 1937 г. церковь была закрыта. До 1989 г. в ней располагалось зернохранилище, затем в село приехал игумен Евтихий и начал восстанавливать церковь Св. Мученицы Екатерины. Сейчас в д. Шаблыкино насчитывается 228 дворов, население 568 человек» [1]. Была также рассмотрена творческая работа ученицы 7 класса Шаблыкинской средней школы Нины Деевой «Из истории земли Ишимской» на тему «Я люблю свой край родной».

В архиве г. Тобольска удалось поработать со следующими материалами: «Переселенческий отдел Тобольского губернского управления», «Ежегодник Тобольского Губернского музея, состоящего под август. покровительством Государя наследника Цесаревича» (Тобольск, Губернская ти¬пография, 1894 г.); «Ежегодник Тобольского губернского музея» (Тобольск, Типография Епархиального братства, 1919 г.); «Отчет по водворению переселенцев в Тобольской губернии за 1915 г. и по учету земельного колонизационного фонда и его оборота в 1915 г.»; «Краткий обзор движения переселенцев и их устройство в Тобольской губернии за период XVII — нач. XX в.».

Таким образом, результатом работы отряда стало получение материалов, относящихся к истории сооружения недвижимых объектов, что позволило составить представление об особенностях деревянной архитектуры поселений Тобольского и Вагайского района Тюменской области.

Источники и литература

1. Материалы для изучения быта переселенцев, водворенных в Тобольской губернии.
Т. 1. Тобольск, 1898 г.

К содержанию сборника «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2009 г.»

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 05.05.2016 — 13:41
Яндекс.Метрика