Генеалогии северных конунгов

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

Рис. 46. Еллинг, резиденция датских конунгов. Аксонометрическая реконструкция по Э. Дюггве

Рис. 46. Еллинг, резиденция датских конунгов. Аксонометрическая реконструкция по Э. Дюггве

Генеалогия скандинавских конунгов (табл. 8), лежащая в основе композиционной структуры «Хеймскринглы» Снорри Стурлусона, соединяет в себе качества исторического источника и литературного памятника, восходящего к эпохе викингов (Снорри опирался на «Ynglingatal», скальдическую песнь середины IX в.), но полностью оформившегося лишь в XIII в.

Родословие Инглингов делится на три пласта. Древнейший, отраженный в поэзии скальдов, «Эдде», систематизированный в «Саге об Инглингах»— мифический: он открывается именами Одина (Рига) и других асов, как создателей социального устройства, первоправителей. Этот пласт, при всей своей архаичности сравнительно поздний (как и культ Одина-Вотана в его скандинавском варианте), соприкасается с общегерманскими религиозными представлениями римской эпохи (Ингви-Фрейр, ср. Инге у Тацита), но формироваться он начал, видимо, в самом конце ее. Аллитерированная пара «Данп и Дан» (родоначальники данов, по хронологии Снорри жившие примерно в IV в. н. э.) несомненно связана с гидронимами Днепр и Дон, это сочетание могло появиться только после германо-сарматских контактов в Причерноморье (II—IV вв.), но, очевидно, ранее переселения данов в Ютландию (Vв.). Таким образом, мифическая часть генеалогии соприкасается и переходит в эпическую, давшую основной фонд героических песен «Эдды».

Рис. 47. Распространение топонимов на «Один-» в пределах раннегосударствеиных территорий скандинавских стран (по П. Футу и Д. Вильсону)

Рис. 47. Распространение топонимов на «Один-» в пределах раннегосударствеиных территорий скандинавских стран (по П. Футу и Д. Вильсону)

Эпический пласт генеалогии скандинав-ских конунгов, несомненно, содержит име-на вполне исторических лиц, связанных с междоусобными войнами, переселениями, созданием племенных союзов (Смирницкая 1975:654). Принятая хронология, основан-ная на «Беовульфе» и других источниках (Григорий Турский), видимо, несколько ра-стянута. События «гаутско-свейского» эпи-ческого цикла могут быть отнесены к пер-вой половине VI в. Следующие два цикла, «датский» (предания о Хрольве Жердинке) и «свейский» (Ингьяльд Илльроде), относи-тельно более поздние (до 650 г.).

Ингьяльдом Коварным завершается династия Инглингов в Свейской державе эпических времен. Сказания о борьбе этого уппсальского конунга с конунгами независимых местных «сотенных областей» (Фьяртюндаланда, Аттундаланда и др., составивших в XIII в. среднешведскую провинцию Уппланд) точно соответствуют реконструкции событий, основанной на археологических материалах: племенной союз эпохи Великих курганов (VI — начало VII в.) распадается после 650 г., сменяясь мелкими королевствами родоплеменных «династий» вендельского периода.

[adsense]

Таблица 8. Генеалогия скандинавских конунгов (не включены династии и конунги гаутов и других племен, отдельных фюльков и областей, не являвшиеся прямыми предками правивших Норвегией, Швецией и Данией королей X-XI вв.)

Таблица 8. Генеалогия скандинавских конунгов (не включены династии и конунги гаутов и других племен, отдельных фюльков и областей, не являвшиеся прямыми предками правивших Норвегией, Швецией и Данией королей X-XI вв.)

Таблица 8. Генеалогия скандинавских конунгов (не включены династии и конунги гаутов и других племен, отдельных фюльков и областей, не являвшиеся прямыми предками правивших Норвегией, Швецией и Данией королей X-XI вв.)

Таблица 8. Генеалогия скандинавских конунгов (не включены династии и конунги гаутов и других племен, отдельных фюльков и областей, не являвшиеся прямыми предками правивших Норвегией, Швецией и Данией королей X-XI вв.)

Вплоть до этого времени нет известий о норвежских конунгах, а когда они появляются, то речь идет только о конунгах отдельных фюльков. Вестфольдинги (породнившиеся с Инглингами через Олава Лесоруба, сына Ингьяльда, изгнанного из от (их владений) оставались одной из таких мелких династий, пока Харальд Прекрасноволосый не поклялся «завладеть всей Норвегией». Видимо, похожая ситуация сложилась и в Дании VII—VIII вв.

Легендарный Ивар Широкие Объятия, от которого «произошли конунги датчан и шведов, те, которые были единовластным и в своей стране» (Сага об Инглингах, 41), соединяет эпическую часть генеалогии с исторической. Область, связанная с его именем (от Восточной Англии до «Восточных стран», Austr), довольно точно соответствует первоначальной зоне активности викингов; этот образ можно считать персонифицированным выражением наступившей эпохи. Викингом был и современник Ивара, конунг Вестфольда Хальвдан Щедрый на Золото и Скупой на Еду: «Рассказывают, что его люди получали столько золотых монет, сколько у других конунгов люди получают серебряных, но жили впроголодь. Он был очень воинствен, часто ходил в викингские походы и добывал богатство» (Сага об Инглингах, 47). Современником этих конунгов был король Дании Готфрид, в 800-810 гг. опустошавший земли фризов и балтийских славян, создатель «Датского вала» и воинственный противник Карла Великого. После его смерти франкам удалось крестить датского конунга Харальда Ворона (из династии Скьёльдунгов), и затем до середины X в. следов централизованной королевской власти в Дании не выявляется. В 850-х гг. юго-западную Ютландию превратил в независимое владение Рерик (которого отождествляют с Рюриком «Повести временных лет») (Рыбаков 1982: 299); вскоре после этого шведский викинг Олав захватил Хедебю, где его потомки оставались конунгами вплоть до первой половины X в.

Шведские конунги первой половины — середины IX в. известны только по Vita Anskarii (Rydh 1936). В Норвегии Вестфольдинги именно в это время создают пышный обряд погребений в корабле (курганы Асы и Олава Альва Гейра); подобные погребения были совершены и для конунгов в некоторых других фюльках.

В целом же ранняя эпоха викингов (793—891) характеризуется низкой активностью скандинавских конунгов; если они и проявляли ее, то во главе викингских дружин, сливаясь с десятками других вождей викингов за пределами Скандинавии; в общественно-политической жизни они выступают как группа, подчиненная доминирующей социальной силе — движению викингов.

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014