Фотографическая фиксация

Если по вопросу о методах описания и копирования петроглифов у разных исследователей еще могут быть расхождения во взглядах, то по вопросу о фотографировании, пожалуй, нет двух мнений. Все признают особую необходимость и важность фотодокументации этого материала. На этом можно было бы и закончить данный раздел, чтобы не доказывать лишний раз то, что и так очевидно. Однако при всей очевидности этого методического требования и при всей, казалось бы, сравнительной простоте процесса фотографирования в поле результаты у разных исследователей получаются весьма различные. В одних случаях в силу полиграфической непригодности фотографий приходится публиковать только прорисовки. В других — опубликованные фотографии настолько нечетки, что не могут служить документом, и только в редких изданиях публикуются хорошие, четкие фотоснимки. Конечно, снижение четкости происходит и за счет полиграфического воспроизведения, но в том, что хороших фотографий мало, можно убедиться при изучении полевых отчетов.

[adsense]

При всеобщем признании важности полевой фотодокументации петроглифов существует опять-таки всеобщее, хотя, может быть, не столь явное признание того, что наскальные рисунки фотографировать намного труднее, чем многие другие археологические объекты. Испытав эти трудности в полной мере на себе, хотелось бы поделиться тем небольшим опытом, который был накоплен при изучении наскальных рисунков, представленных в этой книжке.
То, что во многих отчетах и публикациях фотографий намного меньше, чем прорисовок, объясняется, на наш взгляд, прежде всего попутным характером работы с петроглифами, о чем уже говорилось выше. Иногда приходится часами ждать оптимального освещения, чтобы снять ту или иную грань. При «попутном» характере работы этих часов, естественно, не хватает. Некоторые грани просто недоступны для фотографирования, хотя и бывают хорошо освещены: к ним можно подобраться только вплотную, балансируя на узком карнизе и находясь на таком близком расстоянии, что фотографирование становится невозможным. В таких случаях приходится сооружать специальные приспособления вроде стремянок или люльки на веревках. Некоторые грани в силу своего положения вообще никогда не освещаются солнцем, иные — заслонены кустарниками, заросли лишайниками и т. д.

Исходя из того, что наскальные рисунки являются не только ценными археологическими источниками, но и не менее ценными памятниками первобытного и древнего искусства, кажутся целесообразными разные виды их фотографирования. Их по крайней мере три: художественное, документальное, техническое.

ис. 14. Енисей. Оглахты II

ис. 14. Енисей. Оглахты II

1.5.1. Художественное фотографирование. При всей документальной точности прорисовка копии на белой бумаге путем заливки контура рисунка тушью резко меняет характер эстетического восприятия петроглифов. Они не «смотрятся». В литературе отмечалось, что даже «лучшие альбомы с воспроизведениями наскальных росписей дают о них неполное, а в чем-то и искаженное представление. Рисунки выделяются из природного окружения и помещаются в четырехугольное обрамление страницы. Уже одно это придает им совершенно иной вид, чем в натуре» [Формозов, 1973(I), с. 276]. Еще хуже впечатление от контрастных черно-белых прорисовок.

Для художественного фотографирования петроглифов необходим не только профессиональный технический навык, но и тонкое художественное чутье, способность «соисполнения» с древним художником, которая выражается в том, что из многих ракурсов, условий освещенности, кадрирования и т. п. интуитивно выбираются такие сочетания, которые позволяют в наибольшей мере передать не только сам рисунок, но и вложенный в него когда-то эмоциональный заряд (см., например: [Окладников, 1964, с. 33; 1966(I), с. 59; Джафарзаде, 1973, рис. 54, 78 и др.]. Таких фотографий мало, потому что они сами по себе тоже являются произведениями искусства.
Как и во всякой деятельности, находящейся на грани искусства, здесь трудно давать какие-либо конкретные советы. Одни петроглифы лучше смотрятся в цвете, другие, наоборот, в черно-белом воспроизведении; одни — под прямыми солнечными лучами, другие — в рассеянном свете и т. д. Тем не менее некоторые общие требования все же можно считать сформировавшимися.

С точки зрения композиции обычно лучше всего смотрятся крупные планы, даже если фотографируется только какой-то незначительный по размеру фрагмент заполненной рисунками плоскости. Не всегда хороши лобовые точки съемки. В отдельных случаях значительно больший эффект дают ракурсы (см., например, рис. 14). Иными словами, этот вид фотографирования требует наиболее творческого подхода.

1.5.2. Документальное фотографирование. Главное требование при документальном фотографировании — это точная, достоверная передача объекта. Достижение такого, казалось бы, тривиального результата на деле является не очень простой задачей, решаемой только посредством выполнения ряда обязательных условий. То, что допустимо, а иногда и желательно при художественной съемке — ракурсы, теневые эффекты и т. п.,— неприемлемо при документальном фотографировании. Малейшее искажение нарушает объективность передачи изображения, и тогда можно говорить о хорошем снимке, но не о достоверном документе.

Наименьшие искажения дают фотоаппараты с большими фокусными расстояниями. Вообще для работы с петроглифами к выбору фотографической техники необходимо подходить с более жесткими требованиями, чем для фиксации других археологических памятников. Почти все снимки, представленные в этой книге, сделаны фотоаппаратами «Москва-5» и «Роллейфлекс» с форматом кадра 6X9 и 6X6 см. Это минимально допустимый в такой работе формат. Только для дублирования, а также при отдельных видах разведочной и технической съемки следует пользоваться малоформатными камерами типа «Зенит» или «ФЭД», причем в этом случае явное предпочтение отдается зеркальным фотоаппаратам, дающим минимальный параллакс. Если есть доступная далеко не всем возможность взять с собой в поле более широкоформатную камеру, например типа «Лингоф» с форматом кадра 9×12 или 13×18 см, это следует сделать без колебаний. Дополнительные хлопоты по транспортировке аппаратуры и ее сохранению в полевых условиях с лихвой окупятся высоким качеством полученных снимков.

Предпочтительнее изопанхроматические материалы низкой или средней чувствительности с последующей их обработкой в контрастном проявителе. Контрастность бумаги для печати выбирается эмпирически. Пленка должна быть с одним номером эмульсии и пройти обязательную проверку до выезда в поле на близких но характеру объектах, например на музейных материалах или на рельефах городских памятников. В поле крайне желательно периодическое контрольное проявление отснятых материалов. Хорошие результаты дает рентгеновская пленка, обладающая высоким контрастом, высокой чувствительностью и сравнительно малой зернистостью. Правда, ее стандартная ширина — 70 мм — требует предварительной обрезки для использования в камерах с шириной кадра 60 мм и упаковки в светозащитные ракорды, как стандартной роликовой пленки.

[adsense]

Наилучшие результаты достигаются при использовании цветной диапозитивной пленки типа «Кодак» или «Орвохром». Цветные диапозитивы формата 24X36 мм очень хороши для научных докладов, лекций и для текущей исследовательской работы, когда нужно еще раз вернуться к рассмотрению тех или иных рисунков. Цветные диапозитивы формата 6X6 см и более могут быть использованы как непосредственно для полиграфического воспроизведения, так и для получения черно-белых отпечатков посредством контратипирования. Для этого проекционным или контактным способом делается негатив, предпочтительнее на низкочувствительной фототехнической пленке, а затем с него печатаются снимки. Иногда дает хорошие результаты печать непосредственно с цветного диапозитива. При этом темные участки оригинала будут на отпечатке светлыми, и наоборот. Цветные диапозитивы хорошо выявляют перекрывания одних рисунков другими и остатки пятен охры на забитых впоследствии другими рисунками плоскостях.

Точка съемки в отличие от художественного фотографирования должна быть только лобовой. К сожалению, это условие нередко достижимо только при сооружении специальных приспособлений, позволяющих установить фотоаппарат на нужном расстоянии и в соответствующем положении. Большим подспорьем здесь служит обычная бытовая лестница-стремянка, сделанная из алюминиевых труб, которая достаточно легка и удобна для транспортировки.

Условия освещенности бывают наилучшими, когда грань освещена косым солнечным светом, падающим под углом 45—60° сверху и слева. При рассматривании некоторых снимков наскальных рисунков возникает оптическая иллюзия обратного рельефа, когда углубленные поверхности кажутся выпуклыми, и наоборот. Это происходит, если съемка производится при дискомфортном для нашего глаза освещении справа и снизу. Выше уже отмечалось, что иногда приходится часами ждать удобного освещения. Для экономии времени полезно при первом знакомстве с комплексом и маркировке граней составить график освещенности разных плоскостей, что позволяет сократить время ожидания удобного света. Часто бывают необходимы отражатели, которые легко изготовить прямо на месте из листа фанеры, оклеенного фольгой или белой бумагой. В тех случаях, когда плоскость с рисунками оказывается в плохих условиях естественной освещенности, можно попробовать съемку с искусственным светом, например при помощи переносной автомобильной фары, питающейся от аккумуляторной батареи, или используя фотовспышку.
Общеизвестно, что протирание поверхности с рисунками перед фотографированием влажной тряпкой создает дополнительный контраст между изображением и фоном и поэтому широко используется при фотографировании петроглифов.

Для облегчения идентификации фотографий при последующей камеральной и исследовательской работе с ними обычно стараются фотографировать, плоскости с рисунками так, чтобы где-то в углу снимка захватывался номер грани. Такое правило хорошо тогда, когда нет возможности произвести полное копирование рисунков и фотоснимки являются единственным документом. В этом же случае важно прикладывать к плоскости грани масштабную линейку. Если производится сплошное копирование, лучше не загружать кадр лишними деталями, так как все размеры могут быть сняты с копии.

При полевом исследовании комплекса Мугур-Саргол А. Д. Грачом, В. С. Теребениным и автором этой книги был разработан следующий способ учета фотодокументации, исключавший всякую путаницу в последующей работе. В полевом журнале (обычная конторская книга) для словесного описания каждой грани отводилась одна страница (левая), а на правую наклеивался конверт, в который вкладывались соответствующие данной грани негативы (вся черно-белая пленка проявлялась непосредственно в поле). Здесь же делались пометки о времени оптимального освещения, условиях съемки и т. п.

Таким образом, при некотором навыке, а главное, при определенных затратах времени и сил можно добиться качественной съемки практически всех изучаемых в данном комплексе наскальных рисунков.

Для устранения бликов на поверхности камня используются поляризационные светофильтры. Вообще использование светофильтров при съемках петроглифов позволяет улучшить качество изображений на фотоснимках. Общие руководства по использованию фильтров имеются в любых пособиях по практической фотографии. Отметим только, что при съемке в горах, где уровень ультрафиолетового излучения намного выше, при работе с цветными фотоматериалами использование ультрафиолетового фильтра является обязательным условием правильной цветопередачи. Подбор фильтров для черно-белых материалов целиком зависит от данных конкретных условий и производится эмпирически.

1.5.3. Техническая съемка. В разделе о словесном описании петроглифов отмечалось, что некоторые особенности техники выбивки рисунков не могут быть адекватно отображены ни в копии, ни в описательном тексте. Некоторую помощь в этом деле может оказать техническая фотосъемка. Под технической съемкой в данном случае понимаются особые приемы фотографирования, преследующие цель документации не всего рисунка в целом, а тех его качеств, которые необходимо особенно подчеркнуть или документировать.

1.5.3.1. Стереофотография. Консультации С. А. Семенова были полезны для автора не только по вопросу о следах каменного или металлического инструмента, но и по поводу средств объективной фиксации этих наблюдений.

Рис. 15. Енисей. Стереофотоснимок техники выбивки петроглифов: каменный инструмент, края выбоин острые

Рис. 15. Енисей. Стереофотоснимок техники выбивки петроглифов: каменный инструмент, края выбоин острые

Рис. 16. Енисей. Стереофотоснимок техники выбивки петроглифов: металлический инструмент, края выбоин сглажены

Рис. 16. Енисей. Стереофотоснимок техники выбивки петроглифов: металлический инструмент, края выбоин сглажены

Строго говоря, визуальные заключения о следах инструмента по своей гносеологической природе являются экспертной оценкой, которую приходится принимать на веру и прямым образом проверить невозможно. Поэтому в таком исследовании важен способ объективной фотофиксации следов инструмента, который мог бы быть использован
в массовом масштабе. Таким методом оказалась макростереофотография, использованная автором по совету С. А. Семенова.

Нашей промышленностью выпускалась стереофотонасадка для фотоаппаратов типа «ФЭД» и «Зоркий», которая, однако, предназначалась для пейзажных и вообще мелкомасштабных съемок и нуждалась в некоторой доработке для наших целей. Доработка была минимальной. При помощи переходной муфты насадка устанавливалась не на фотоаппарат «ФЭД» или «Зоркий», для которого была предназначена, а на зеркальный аппарат «Зенит». Это было необходимо для решения двух задач: для макросъемки с очень близкого расстояния при помощи переходных колец и для возможности прямого визирования через объектив, что недостижимо на дальномерных аппаратах. Таким способом была получена целая серия стереопар снимков, фиксирующих следы инструмента. Во всех сомнительных случаях эти снимки могут быть многократно подвергнуты экспертизе без выезда эксперта в поле (рис. 15—16).
Для исключения путаницы в последующей идентификации стереофотографий при каждой съемке на плоскость камня наклеивалась полоска липкой ленты с масштабом и соответствующим данному рисунку индексом.

1.5.3.2. Спектрозональные съемки. Одним из малоосвоенных методов фиксации первобытной наскальной живописи является съемка в инфракрасной (ИК) зоне спектра. Редкие пока случаи использования ИК материалов для съемки наскальных изображений, выполненных краской, указывают на перспективность этого метода. Однако практический опыт в настоящее время весьма невелик. Поэтому данный раздел носит скорее теоретический, чем практический, характер и имеет целью сократить время поисков справочной информации тем, кто попытается использовать ИК съемку древней наскальной живописи.

Главный физический принцип, на котором базируется использование съемки в ИК части спектра состоит в том, что ИК лучи имеют несколько иной коэффициент отражения от поверхностей разных материалов, чем лучи видимого света. Те среды, которые хорошо поглощают тепловое излучение, на снимке получатся черными (вода, небо). Если на светлой поверхности камня нанесены линии более темного цвета, то в ИК зоне контраст между линиями и фоном усилится за счет разности в коэффициентах отражения. Этот принцип широко используется в исследовательской работе художественных музеев с целью реставрации и атрибуции живописных произведений.

Для ИК съемки используются особые фотоматериалы, сенсибилизированные к данной части спектра. Нашей промышленностью выпускаются четыре вида ИК пленок: И-810-2 (200 ед. ГОСТ), И-920-2 (120 ед. ГОСТ), И-1030-2 и И-1070-2 (1,5 ед. ГОСТ). Индексы в маркировке пленок обозначают длину волны, около которой данный тип пленки обладает налучшими свойствами.

ИК материалы быстро теряют чувствительность, поэтому ими нужно пользоваться сразу, в пределах допустимого срока хранения (4—6 мес). До выезда в поле хранить пленки нужно в холодильнике, а в поле — в прохладных местах. Крайне желательно проявлять пленку непосредственно в поле, сразу после съемки. Это важно еще и потому, что обычные экспонометры не годятся для определения экспозиции при ИК съемке, и экспозицию приходится определять опытным путем.

Съемка осуществляется при солнечном свете, который содержит до 38% ИК лучей. Проявление производится в одном из мелкозернистых проявителей, в темноте. Если нет возможности использовать специальный объектив для ИК съемки, снимают обычным объективом с инфракрасным светофильтром (ИКС-5, ИКС-6, ИКС-7), но при этом следует учитывать, что в силу разного коэффициента преломления видимых и ИК лучей их точки фокуса не совпадают. Чем ближе расстояние до объекта съемки, тем больше будет разница в фокусировке.

Важно также помнить, что пластмасса и дерево — материалы, проницаемые для ИК лучей. Поэтому для ИК съемки используются только металлические кассеты и фотоаппараты, не имеющие деревянных или пластмассовых деталей корпуса и затвора. Например, тканевые шторки затворов аппаратов типа «Зенит» или «Зоркий» практически прозрачны для ИК лучей. Металлические шторки имеют затворы аппаратов «Салют», «Киев», «Практика». (Более подробно практические сведения по фокусировочной поправке и другим вопросам ИК съемки см. [Щадронов, 1977].)

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 24.10.2015 — 16:23

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014