Философские основания науки

Философская эвристика во многом служит науке, вместе с тем она не тождественна понятию «философские основания» науки. Дело в том, что путь философских идей и категорий к практике научного исследования не прямой, а опосредованный и лежит через культуру. Ученые, как, впрочем, и философы, редко заимствуют прямо идеи друг у друга — это происходит, как правило, через посредничество культуры, общего ментального пространства самых разных областей духовных занятий.

Также нельзя сказать, что философские основания науки — это имеющиеся в данный период все философские знания. Наука использует для самообосновывания селективно лишь некоторые идеи и принципы. Ученый, обладающий соответствующим философским кругозором и достаточной специальной научной эрудицией, отбирает и адаптирует, часто не полностью отдавая себе в том отчет, философские идеи — к потребностям определенной области научного знания. Адаптация состоит в конкретизации философских идей применительно к конкретике опыта, их уточнении, что порождает новые категориальные смыслы. Эти смыслы подвергаются новой рефлексии, что порождает их новые редакции, сравнивание с исходными. Вся эта работа идет на границе между философией и наукой и осуществляется совместно философами и учеными-специалистами в конкретных дисциплинах. В наше время подобная исследовательская деятельность называется философией и методологией науки.

В истории науки особую роль играли люди, одновременно подвизавшиеся и в естественнонаучных исследованиях, и в философии: Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Мах, Бор и др.

В философские основания науки входят два типа идей и категорий.

— Во-первых, это онтологические схемы, куда включаются категории, обеспечивающие сам формат исторически-определенного понимания базовых признаков реальности: вещь, свойство, отношения, состояние, часть-целое, пространство-время, причинность-случайность и т. п.

— Во-вторых, это гносеологические схемы, куда включаются категории, обеспечивающие основные познавательные процедуры: понимание истины, метода, знания, доказательства, факта, теории и т. п.

Таким образом, философия создаст для мышления сами условия (основания) понимания, объяснения и видения мира, она создает язык, на котором философ, а вслед за ним и все остальные, говорят, т. е. создает новые смыслы, слова, понятия.

Каково место философских оснований науки в таком центральном явлении научного сообщества, как парадигма? Это понятие, введенное Т. Куном, обозначает универсально-объяснительные и методологические функции, которые выполняет определенная теория (Ньютона, Эйнштейна, Ламарка, Дарвина и т. п.) в развитии науки. Парадигма или дисциплинарная матрица, состоит из трех элементов.

— Первый из них — символические обобщения. Это основные понятия, категориальный аппарат науки, который принимается всеми членами данного сообщества без разногласий. С помощью категориального аппарата формулируются основные гипотезы и теории, в рамках парадигмы.

— Второй элемент парадигмы — это метафизические модели. Как правило, это набор методологических и философских принципов, используемых для обоснования теорий и гипотез в форме допустимых аналогий и метафор, например: модели атома, расширяющейся, пульсирующей Вселенной в физике, модель ДНК в биологии и т. п.

— И наконец, ценности, которыми руководствуются члены научного сообщества. К ним могут относиться: требование точности предсказания, ограничения допустимых ошибок, высокой степени соответствия теории эксперименту и т. п. Сюда же включаются образцы решения исследовательских задач, матрицы, на которые ориентируются большинство членов научного сообщества. Как видно из схемы структуры парадигмы, философские основания обеспечивают целостность понимания и общую образно-смысловую представимость теории.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 04.06.2017 — 18:39

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014