Философия техники

Техника является древнейшим видом деятельности человека. Мы можем встретить первые упоминания о технических навыках и приспособлениях еще в классических мифах: о Прометее, о Дедале и Икаре, о Вавилонской башне. Первая форма техники — техника ремесла, существовала повсеместно в древних обществах. Ремесленник как «техник», человек, обладающий специальными познаниями, всегда и везде высоко ценился — в противоположность к существовавшему повсеместно в древних обществах, в том числе и у древних греков, презрению к простому, физическому, рабскому труду. Также специалисты отмечают такое отличительное качество древних греков, «социально-генетически» передавшееся затем и западноевропейцам — неподдельный интерес ко всем случаям производства и делания. Так, Гомер изображает, как Гефест выковывает щит для Ахиллеса и Одиссей строит свой корабль, а Геродот с радостью и удивлением описывает такие изумительные творения технического искусства, как Афонский перешеек, мост через Геллеспонт и водопровод на Самосее. Однако все же долгое время наука и техника развивались раздельно. Для того, чтобы кажущаяся нам простой мысль о том, что познание и действие взаимосвязаны, утвердилась, потребовались серьезные изменения в мировоззрении и культурных установках, незаметно осуществлявшиеся в странах Западной Европы в течение средних веков и революционно-взрывообразно — в периоды Возрождения и Реформации. Лишь в XVII-XIX вв., в связи со становлением индустриального общества и экспериментального естествознания, происходит коренное изменение отношения науки к технике и формируется определяющая роль техники в развитии экономики.

Первые философские специализированные исследования техники появляются во второй половине XIX в. в Германии и Франции, у их истоков стоят такие социологи, историки науки, философы, как Э. Дюркгейм, А. Эспинас и А. Бергсон. Затем техника стала предметом анализа таких философов, как М. Хайдеггер, А. Гелен, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Х. Арендт, Ж. Эллюль и др.

Предметное поле философии техники достаточно обширно и включает в себя вопросы: что такое техника? какова ее природа? каковы ее истоки? что она может дать человеку и что отнять у него? Прежде всего, однако, как и любая другая дисциплина, она выясняет смыслы своего атрибутивного имени «техника».

Существует обширное количество определений техники: прикладное естествознание; комплекс инструментов и средств; воля к власти и подчинение природы; «открытие» и «упорядочение» природы; реализация идей; создание искусственной среды; опредмечивание человеческой деятельности и достижений.

Более привлекательны два подхода, один из которых — функционалистский — четко структурирует технику, второй — философский — определяет ее природу.

С функционалистской точки зрения техника имеет четыре своих аспекта: техника как объект (приборы, инструменты, машины); техника как знание (умения, правила, теории); техника как процесс (изобретение, проектирование, изготовление, использование); техника как волеизъявление (воля, мотив, потребность, намерение). Наконец, Ж. Эллюль определил технику как совокупность рационально выработанных методов, обладающих безусловной эффективностью (для данной ступени развития) в любой области человеческой деятельности.

Философы начала ХХ в. (А. Бергсон, А. Гелен и др.) разработали антропологическую интерпретацию техники как атрибута homo faber (человека производящего). Человека отличает от других животных недостаток фиксированных инстинктов и высоко специализированных органов. Он — открытое, неспециализированное существо, его адаптация происходит в форме преобразования, целеполагающей деятельности. Потому по самой своей природе человек вынужден производить технические артефакты для того, чтобы освободить себя от давления со стороны враждебных сил природы. Можно сказать, что техника имеет жизненные, нерациональные детерминанты. В дальнейшем развитие техника подчиняется внутренним законам эволюции уже культуры, человеческих сообществ, где ведущим началом со времени складывания индустриализма становится личный интерес, воля к власти, приобретшие рациональную форму.

Техническое знание как когнитивный, теоретический аспект техники имеет специфические отличия от естественнонаучного, которые диктуются своеобразием ситуаций применения техники и ее функциями в жизни людей. Прежде всего, техническое знание возникает как форма и следствие решения технических проблем, которые представляют собой особый класс проблем типа «цель-средство» и предусматривают нахождение конкретного решения (схему действия), которое бы работало всегда и везде в подобных ситуациях.

Техническое знание, как и научное знание в целом, пытается точно описать проблемные ситуации при помощи специального языка и используя методы абстрагирования и идеализации. Его же особенностью является доминирование здесь процедур моделирования. По сути дела, технические проблемы описываются и обсуждаются с помощью моделей. Так, проблемные ситуации типизуются с помощью моделей, предложенные решения представляются в форме расчетных моделей и планов или демонстрируются на реальных моделях, например опытных установках.

Каково соотношение научного и технического знаний? На сей счет имеются три позиции. Одни ученые утверждают, что естествознание в основном объясняет природные процессы и вырабатывает знания, которые могут применяться в практике. Технические же знания непосредственно выполняют функцию управления технической деятельностью.

Другие настаивают на тезисе о том, что для науки техническая деятельность есть ее практика, наука имеет дело не с природой, а со своей техникой, и она есть контекст и опытное поле естествознания.

Третьи еще более радикально заявляют о том, что техника имеет приоритет перед естествознанием. Она не прикладное естествознание, а конститутивна для науки, т. к. наука фактически описывает функционирование измерительных приборов. Прорывы во фронте научных исследований всегда происходят на направлениях, где концентрируется мощная новая техника, требующая больших капиталовложений, особой деятельности армии техников и инженеров (так называемая «наука быстрых открытий» — Р. Коллинз). Здесь техника, вернее ее распределение между учеными, «делает науку»: новые фундаментальные открытия относительно базовых свойств материального мира.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 05.06.2017 — 16:44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика