Философия: ее природа, предмет, основные разделы и функции

Философия возникает и существует в рефлексии и через рефлексию. В том и заключается ее природа. Что такое «рефлексия»? В широком смысле слова, рефлексия обозначает вид духовной активности, деятельность сознания, направленную на самое себя, на прояснение своего содержания, самоанализ как своих поступков (поведенческая рефлексия), так и своих мыслей, способность относиться к ним как бы со стороны. И философия — это не просто мысль, но мысль о мысли, не просто познание или самопознание, а всегда стремление заглянуть «за» мысль, «за» наши желания: почему и в чем неотвратимость наших мыслей и желаний (быть свободными, счастливыми и пр.)? Если наука ищет знания о природе, человеке, обществе (т. е. каковы общие, повторяющиеся необходимые связи, образующие их), то философия стремится уяснить смысл самих этих поисков, равно как и самой человеческой жизни, и что в нашей природе заставляет нас непременно искать. Поэтому философия есть не просто высокоабстрактная сфера знания (таковых предостаточно и в фундаментальных областях естествознания), но и высокорефлексивная сфера общечеловеческого знания. Не скажем, что ею одной исчерпывается вся человеческая рефлексия: высшие формы искусства, религии, житейской мудрости также дают впечатляющие ее образцы, ведь продуцирует великие идеи развитое, мощное индивидуальное самосознание, и вовсе не важно, кем по профессии является этот человек. Самонаблюдательность, умение незашоренно воспринимать окружающее, выразить в мысли, суждениях то действительное обстояние дел, которое наличествует, а не во мнении или в традиции, в том и проявляется рефлексия. Парадокс рефлексии в том, что она, являясь самопознанием, есть одновременно и мощнейший ресурс объективного познания «человеческого мира». Люди по своему бытийному исполнению в принципе одинаковы (хотя и эта одинаковость каждый раз неповторима), и выявляя действительную, честную суть себя, человек, философ ли он, писатель или священник, одновременно открывает людям существенные стороны их внутреннего мира.

Что постигает философия, каков ее предмет? Как известно, традиционно различают объект и предмет исследовательских дисциплин. Под объектом рассмотрения какой-либо дисциплины понимается та область действительности, на которую направлен ее познавательный интерес. В отличие от естествознания, философия, как и многие другие гуманитарные дисциплины, имеет дело с идеальной действительностью. Причем надо иметь в виду, что под «идеальным» здесь обозначаются «невещественные» проявления человеческой психики и сознания (мысль, эмоции, вера, воля), а не только узкое значение этого термина в обыденном словоупотреблении (идеал, фантазия, далекие от реалий жизни). Так вот, наряду с материальным, независимым от нас, объективным бытием, человека окружает и не менее сильно влияющий на него, и не менее суверенный идеальный мир: всеобщее мышление, сфера знания, культура. Где он существует? В головах людей, в формах их общения (образование, наука, социализация, средства массовой коммуникации), в виде опредмеченного знания (книги, записи, произведения искусства). Объект постижения философии — идеальная действительность общечеловеческого знания. С идеальной действительностью имеют дело и другие дисциплины, к примеру: математика (количественные отношения действительности, но не сама реальность), история (знания-мнения о прошлом, о том, чего уже нет), лингвистика (язык как символическая реальность).

Предмет науки — то в объекте (аспект, сторона), что постигает именно данная дисциплина. Различение объекта и предмета наук нужно для более точного разграничения сфер их компетенции. Дело в том, что многие науки имеют дело с одним и тем же предметом постижения. К примеру, человека изучают самые разные дисциплины: биология, психология, история, философия, экономика и т. д., но каждая перечисленная дисциплина имеет дело со «своим» человеком: как телом, как психикой, как деятелем истории, как сознанием, как агентом экономики и т. п. Потому и нужно выявление специфики в объекте.

Предметом философии являются всеобщие отношения действительности в их понятийной представленности: в традиции (культура, передаваемая совокупностью знаний, верований, привычек и ир.) и в отдельном сознании. Или более подробно: предметом философии являются: во-первых, качественные отношения в самой действительности — «всеобщие законы» (нашего присутствия в мире), которые, как и в случае с математикой, имеют (сами по себе) только идеальное бытие — в нашем всеобщем знании. Это определяет, во-вторых, локализацию их нахождения в виде «всеобщих смыслов», «фундаментальных оснований» в общечеловеческом знании. И наконец, в-третьих, в конкретике повседневности они «бытийствуют» прежде всего каждый раз в индивидуальном измерении в индивидуальной «картине мира» конкретного философа.

Из нашего изложения следует, что предметом смыслового постижения для философов будут самые общие понятия, основоположения человеческой культуры (человеческого рода), представленные необходимым и специфическим образом в сознании рефлексирующего индивида. Иначе говоря, предметом философии не являются конкретные значения природной действительности, как, к примеру, в естественнонаучных дисциплинах, и не значения фрагментов социальной действительности, как в общественных дисциплинах. Философия есть рефлексия над основоположениями человеческого знания в его многообразии, которые наличествуют не где-то в мистическом «мире идей», а в сознании самого философа (включенного, разумеется, в контексты повседневного окружения, профессионального сообщества, национально-государственных образований, человечества). Поэтому бытие культурного содержания в сознании философа не только субъективно и специфично, зависящее от его своеобразных интерпретаций, но и объективно — в силу объективности самого «мира знания», независимого от любого отдельного сознания и общности принципов самоорганизации человеческого разума, лежащих в основании этого мира.

Как философия соотносится с другими традиционными областями человеческого духа: наукой, искусством и религией? Особенно сложен вопрос о соотношении философии с наукой. Этому способствуют два обстоятельства: исторически развитие духовной сферы сложилось так, что философия длительное время была синонимична познавательной деятельности как таковой, и большинство наук имеют своим истоком комплекс знаний, называемый традиционно «философией»; появление в Новое время познавательной деятельности, основанной на эволюции экспериментальной техники (т. н. «наука быстрых открытий». Р. Коллинз), изменило характер отношений внутри сообщества естественнонаучных дисциплин, что привело к появлению нового профессионального самосознания ученых, выступивших с лозунгом «освобождения от философии» (позитивистская традиция).

Философия имеет несомненные общие черты с наукой (естествознанием): в обоих случаях — это понятийное, теоретическое знание, которое требует специальной подготовки, использует особый профессиональный (категориальный) жаргон, формализованные способы исследования и выражения идей, функционирует среди особого сообщества людей. Главное отличие между ними, которое сформировалось в Новое время, — особенности коммуникации и установления консенсуса в сообществе. В науке, благодаря тому, что исследовательский фронт находится в непрерывном движении из-за постоянно быстро прогрессирующего развития экспериментальной техники, ученые гораздо быстрее достигают согласия относительно полученных ранее результатов, ибо появление новой техники порождает лавинообразный рост новых данных, требующих новых объяснений и новых теорий. Такой формой согласия стала парадигма — консенсус относительно какой-либо теории, которая начинает временно выполнять функции общей точки зрения и методологического образца. Философия осталась в режиме прежней формы развития знания, которая предусматривает постоянное соперничество теорий и деление пространства внимания на 5-6 основополагающих (и возможных) точек зрения на проблемы самого общего характера, которым невозможно дать удостоверяемые конкретным опытом решения. Поэтому в философии всегда существуют одни и те же общие вопросы, которые решаются, вновь и вновь, новыми поколениями философов. Дело не в том, что философы занимаются псевдопроблемами, а в том, что философское знание, в сравнении с естественнонаучным, имеет не конкретно-адресный, эвристический характер (т. е. описывает какие-то конкретные предметы и явления), а, скорее, регулятивный, смысловой характер. Философские знания упорядочивают наше представление о мире в целом и о самих себе, составляя общее понимание смысла как такового. Философы — это, так сказать, «интеллектуалы общего назначения», своего рода лоцманы ментального пространства: они сами не ведут судно конкретным коммерческим маршрутам, но способны помочь другим в осуществлении их задач, т. к. они знают стихию, на которой лежат пути всех других конкретных наук, стихию мысли. Мысль о мысли — границы философии. Конкретно это выражается в том, что междисциплинарная категориальная и смысловая коммуникация обеспечивается во многом благодаря философам.

Философия, т.о., была наукой и есть наука, однако в последние столетия после Нового времени кардинально изменилось естественнонаучное познание, что привело к поискам философии своей новой идентичности. Одним из выходов послужила идея о ненаучной природе философии, которая выражает более мировоззренческо-нравственные поиски человеком своего места в мире, своей морали, его самопознание. Конечно, и в этой позиции есть верные моменты: рефлексия начинается и завершается все-таки прежде всего выявлением смысла индивидуального присутствия в мире. Однако ее абсолютизация и отрицание рационально-понятийных компонентов философии приводят к фактической подмене философии искусством или же религией.

Проблематика философии соответственно выражает предмет философии, т. е. всеобщие значения, основоположения человеческой культуры и человеческого рода, объемлет собой основные сферы и «срезы» человеческого мира. Рассмотрим основные направления философской деятельности и соответственно разделы философского знания.

> Учение о бытии — онтология. Это приоритетная область философских усилий, определяющая характер остального философствования. Говоря словами Аристотеля, это «первая философия», занимающаяся порождением, образованием, конструированием «предельных значений», описывающих общее устройство мира, которые представляют собой исходные постулаты, базисные допущения дальнейшего философствования. Как устроен мир, что находится в его основании, каковы отношения сознания, человека и окружающего мира — основные проблемы онтологии. «Что такое реальность и почему это нам так представляется?» — вопрос, выходящий всегда за пределы любого конкретного физического опыта. И вообще, онтологические проблемы не могут никогда найти сколько-нибудь проверяемого решения. Выдающиеся философы предлагали и предлагают практически равноприемлемые варианты миропонимания. Потому этот раздел философии называют иногда метафизикой, обозначая тем самым всегда умозрительный характер «первой философии».

> Учение о сознании стремится определить специфику сознания как идеальных (т. е. невещественных) явлений в отличие от всего остального. Определить качество сознания как особого рода бытия, проследить его генезис, основные вехи становления, многообразные формы проявления (в живом, в обществе, история индивидуального сознания) — задача учения о сознании. К учению о сознании примыкает родственная гносеологии, но все же отличная от нее, философская дисциплина эпистемология, изучающая структуры объективного знания или воплощенного в символических структурах сознания.

> Учение о познании — гносеология — теория отношений мыслящего сознания и единого мира, субъекта и объекта. Проблемы, решаемые здесь, проистекают из постижения отношений субъекта и объекта в познании, определения меры их взаимовлияния, равно как и самого процесса познания в отношении главных его агентов. Главные из них это: проблема соотношения познавательного опыта и его объекта, проблема критериев истины, проблема природы гносеологических терминов, механизмов их образования и условий адекватности употребления, проблема масштабов познания, его границ и правомочности и т. д.

> Выяснением методов, т. е. определенных способов оперирования понятиями занимается философская методология. Практически все общенаучные методы, равно как и всеобщие интеллектуальные процедуры (типа абстрагирования, экстраполяции, моделирования и пр.), складывались до недавнего времени в основном только в философской деятельности. Это подтверждает тезис о том, что стихия (и предмет) философии — самоопределяющееся понятийное мышление.

> Учение об обществе — социальная философия. В отличие от социологии, которая уже «отпочковалась» от философии, социальная философия исследует проблемы специфики социальной реальности (общества) в сравнении с природной действительностью и реальностью индивидуального сознания. Социальная философия стремится ответить на вопросы: «Что делает человека существом общественным, заставляя его удовлетворять свои потребности совместно? Каковы особенности общественных отношений и структур, группового бытия и коллективного сознания?»

> Философское постижение истории, философия истории ставит вопрос о возможных основаниях и условиях познания людьми своего прошлого. Как люди представляют себе прошлое, какие общественно-идеологические и личностные факторы влияют на формирование разных образов истории? Возможна ли вообще «объективная история», и в какой мере? Какова специфика переживания людьми своей временности в разных культурах? Как люди создают «историю», каковы наиболее распространенные ее типологии? Все эти вопросы находятся в ведении философии истории.

> Учение о человеке, философская антропология, выявляет специфику человеческого существования в общем строе вселенной. Каково место человека в космосе, каково его происхождение и глобальные перспективы? В чем основное качество homo sapiens в сравнении с животным миром? Каковы общие составляющие человеческой природы: фундаментальные свойства, способности, потребности, устремленности и как они проявляются в общечеловеческом развитии, как влияют на формы человеческой жизни (наука, экономика, искусство, мораль и т. п.).

> Проблемы индивидуального человеческого существования, или экзистенциальные проблемы, — сравнительно «молодой» раздел современной философии. Ранее проблемы этой части современной философии находились в ведении традиционного раздела прежнего философствования — этики. Этика изучала нравственные отношения, проблемы добра и зла, свободы, должного. Причем они ранее понимались только в контексте отношений «общество — индивид». Экзистенциальная философия в корне изменила понимание этих проблем. Она стала рассматривать их не как общественные или индивидуальные, а как онтологические — переживание индивидуальным сознанием мира и есть «его мир». Для рядового человека гораздо важнее и интереснее понять, разобраться в своих состояниях: тревоги, страха, любви, ненависти, веры, надежды и т. д. Определить истоки беспокойства и уверенности, оптимизма и пессимизма, радости и горечи. Причем эти состояния и истоки имеют всеобщий, схожий, необходимый характер — для отдельного человека они более «реальны», чем традиционные философские абстракции.

Названы лишь наиболее фундаментальные области философского знания. Однако необходимо знать о том, что кроме них есть и другие, более специфичные, области философских изысканий: философская аксиология, этика, эстетика, философия религии, философия науки, философия культуры, философия гендера и др.
Все, что существует, для чего-то нужно, имеет какую-либо функцию в жизни людей. Это относится и к философии.

— Мировоззренческая функция. Любой исторический тип общества предоставляет для своих членов определенные наборы ценностей (утилитарных, моральных, эстетических) и соответствующие программы поведения, по которым следует жить. Философия выступает в качестве одного из ведущих факторов выбора определенных ценностей, программ поведения. По сути дела, это идеологическое обоснование той или иной жизненной линии, программы поведения, выбираемой человеком.

~ Методологическая функция. Философия изучает категориальную структуру мышления, принципы и методы теоретического исследования, выявляя общие закономерности научного поиска и оказывая тем самым методологическую помощь науке. Будучи сама специфическим видом теоретико-познавательной деятельности, она сама строит предельно общие теории, в которых отражаются всеобщие связи и отношения реальности, ее фундаментальные характеристики, а затем этот наработанный методологический инструментарий опять-таки поставляет конкретным наукам.

— Образовательная функция. Философия — это одна из традиционных форм передачи инвариантов человеческого опыта, т.е. позитивного и заслужившего доверия знания. Она — традиционный элемент высшего образования, начиная со средневековых университетов. Философская терминология и проблематика — неотъемлемые признаки культурного, универсально образованного человека.

— Функция рационализации. Философия упорядочивает, выражает в общих понятиях содержание всевозможных форм человеческого опыта: житейского, научного, художественного и т. п. Причем экспансия рационализации — верный признак углубления цивилизационного и персонального развития.

— Критическая функция. Философия обобщает, осмысливает, оценивает не только интеллектуальные, духовные и жизненно-практические достижения человеческой цивилизации, но и его негативный исторический опыт (догмы, стереотипы, заблуждения и т. д.). В силу своей рефлексивной природы философия выражает постоянно беспокойное, ироничное начало культуры, можно сказать, строну ее дестабилизации, «испытания». Философия традиционно нонконформна и подозрительна для власть имущих и пастырей душ человеческих, т. к. всегда манифестирует свободу и неуспокоенность.

~ Интегративная функция. Философия в своих произведениях согласовывает разные формы человеческого опыта (как и искусство) практического, познавательного, ценностного, объединяя сознание вновь в одно целое, ранее разъединенное специализацией. В философии, как и в искусстве, человек в своем отношении к миру вновь чувствует и осознает себя гармоничным, ответственным и мысленным существом.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1842 Умер Петер Олуф Брэндштед — датский археолог и путешественник, специалист по археологии античной Греции.
  • 1932 Умер Василий Лаврентьевич Вяткин — русский археолог и историк-востоковед, исследователь Афрасиаба (Самарканда), в частности обсерватории Улугбека.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 03.06.2017 — 18:53

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика