Федерализм и национальный вопрос

Федеративное государство – сложное (союзное) государство, состоящее из нескольких государствоподобных образований, пользующихся определенной политическо-правовой самостоятельностью. Федерация – государственно-правовое объединение, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в него территориальных единиц.

Государствоподобные образования и другие территориальные единицы, образующие новое федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.

Федеративное государство – единое государственно-правовое объединение, составные части (субъекты) которого не имеют права нарушить его территориальную целостность. Ни одна из действующих ныне федеральных конституций не признает за субъектами федерации права сецессии, т.е. права на выход из федерации. Попытки сецессии подавлялись обычно вооруженным путем. Достаточно вспомнить Гражданскую войну в США (1861-1865 гг.).

[adsense]

В состав существующих федераций входит различное число субъектов: от 2 в бывшей Югославии до 89 в Российский Федерации. Название субъектов различных федераций разнообразны: штаты в США, Мексике, Венесуэле, Бразилии, Австралии, Индии, Нигерии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде, Аргентине и Пакистане, земли в Германии и Австрии, области в Бельгии, республики-члены в бывшей Югославии. Однако повсеместно в зарубежных федерациях их субъекты в рамках единой страны именуются одинаково. Только в Российской Федерации ее субъекты имеют несколько, а точнее 6, видов и, соответственно, названий: республика, край, область, город федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, автономный округ.

Большинство федеративных государств – это крупные по территории и численности населения страны, отличающиеся большим разнообразием природных, экономических, национально-культурных особенностей частей своей территории. К таким федеративным государствам относятся США, Канада, Россия, Индия, Аргентина, Бразилия, Мексика, Австралия, Нигерия, ФРГ и др. Однако среди федеративных государств есть средние и небольшие. Среди них – Бельгия, Швейцария, бывшая Югославия, Австрия, ОАЭ, Коморские острова, Папуа-Новая Гвинея и др.

Большинство федеративных государств являются полиэтническими. Однако лишь в нескольких из них этнический фактор учитывается в территориально-государственном устройстве. Имеются федеративные государства, в которых учитываются этнические, языковые, религиозные факторы отдельных составных частей федерации
. Так, в Канаде 9 провинций англоязычные, а одна (Квебек) – франкоязычная. В Индии в 1956 г. система штатов была переформирована с учетом лингвистического принципа, хотя это и не привело повсеместно к положению «один язык – один штат». В Швейцарии, где население говорит на четырех языках, субъектами федерации являются 23 кантона, однако, как правило, население каждого кантона в национально-языковом отношении неоднородно. В то же время при формировании федерации в Нигерии границы штатов намеренно проводились таким образом, чтобы они не совпадали с ареалами расселения племен. Это сделано с целью воспрепятствовать развитию трайбализма и способствовать скорейшему складыванию нигерийской нации.

Таким образом, национально-этнический фактор в той или иной мере учитывается при формировании некоторых федеративных государств. Это значит, что федерация может быть при определенных обстоятельствах целесообразной государственно-правовой формой решения (или, во всяком случае, сглаживания) определенных национальных проблем.

Что касается роли федерализма в решении национального вопроса в СССР, то следует отметить, что федерация и национальная государственность сыграли огромную роль в политическом, экономическом, социально-культурном прогрессе советских народов, в их сплочении и укреплении единства. В целом федерализм способствовал решению в основном национального вопроса и становления дружбы народов СССР.

Однако в конце 1980-х гг. стали проявляться в острой форме трудности и противоречия в советском обществе, в том числе и в национальной сфере. Жизнь выдвинула на повестку дня вопрос о совершенствовании федеративных отношений в СССР в направлении расширения прав и полномочий союзных республик, некоторой децентрализации руководства и управления союзным государством. Однако решение этих вопросов затягивалось, чем воспользовались сепаратистские и национал-экстремистские силы в республиках. Все это вместе с рядом других причин и обстоятельств привело к разрушению и распаду единого федеративного государства на 15 суверенных государств. Формально это произошло в декабре 1991 г. Примерно в то же время перестали существовать еще 2 федерации – Югославия и Чехословакия, также созданные по национальному принципу. Судьба всех трех федераций оказалась весьма сходной.

Таким образом, опыт федераций, образованных по национальному принципу, свидетельствует о том, что они оказались менее прочными, чем федерации, созданные по территориальному принципу.

В этот день:

Дни смерти
1969 Умер Пётр Петрович Ефименко — российский и советский археолог, исследователь палеолита.
1985 Умерла Гертруда Катон-Томпсон — исследовательница доисторической эпохи Зимбабве, Йемена, египтолог.
2002 Умер Тур Хейердал — норвежский археолог, путешественник и писатель, автор многих книг.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 25.02.2015 — 19:14

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014