Эволюционизм

В процессе с/тановления этнологии как науки возникали научные концепции, школы и направления, закладывающие ее основы. Первые теории и научные школы стали появляться с середины XIX в. Концепции, отличающиеся глубокой научностью и логикой, становились наиболее известными и влиятельными. К их числу относятся эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американская школа исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм и др. Многие из ранних теорий и школ сохраняют свое значение и научную ценность и в настоящее время.

Теория эволюционизма, которую можно считать первой собственно этнологической теорией, стала формироваться с середины XIX в. Опираясь на ведущую научную парадигму конца XVIII в., нашедшую свое выражение в естественных и общественных науках того времени, а именно теории развития, этнологи-эволюционисты открыли и обосновали общие закономерности развития человеческой культуры. Основоположником этой школы был Г. Клемм, опубликовавший в 1843 — 1847 гг. свою пятитомную «Общую историю культуры человечества». Вскоре после этого австралийский юрист и этнолог И. Унгер опубликовал в 1850 г. свой основной труд «Брак и его всемирно-историческое развитие», В 1859 г. немецкий историк Т. Вайц опубликовал свою «Антропологию диких народов», где исследуются направления развития догосударственного периода.

[adsense]

Г. Клемма, Т. Вайца и И. Унгера можно считать первыми представителями эволюционистского взгляда в этнологии. Идеи эволюционализма были подхвачены в других странах и получили дальнейшее обоснование и развитие. Английским этнологам Э. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми представить развернутую эволюционистскую концепцию. В Германии формирование эволюционализма было представлено О. Пешелем, А. Бастианом и И. Липпертом. Во Франции видным представителем эволюционализма был Ш. Летурно, а в США — Льюис Генри Морган. Российский эволюционализм связан с именами К.Д. Кавелина, Л.Я. Штернберга, Н.И. Зибера и М М. Ковалевского.

Выдающимся представителем эволюционной школы в этнологии является знаменитый английский ученый Эдуард Тайлор (1832 — 1907). Свою эволюционистскую концепцию развития Тайлор в завершенном виде изложил в труде «Первобытная культура», вышедшем в 1871 г. Вместе со Спенсером он считается классиком эволюционализма в этнологии. Тайлор рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития («наука о культуре есть наука о реформах»), выражающийся в совершенствовании форм орудий, видов искусства, верований и культов. Тайлор ввел в науку понятие «пережитков», которые считал «живым свидетельством или памятником прошлого», и на этой основе определял историческую связь явлений культуры, вскрывал исторические корни многих непонятных или обретших новый смысл обычаев и обрядов.

Из всех явлений культуры наибольшее значение Тайлор придавал религиозным верованиям первобытных народов, исследуя которые он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Изучая верования «отсталых» народов, Тайлор подходил к ним с позиции единства человечества и его культуры. Он видел источник религии в психической деятельности индивидов, сводя последнюю к сознательной рациональной деятельности. В основе верований и обрядов «дикарей» лежит, как он полагал, «вера в духовные существа», т. е. в души и в духов, которую он обозначил термином «анимизм». Тайлор ввел в историю религии идею развития генетической связи между первобытными и развитыми религиями.

Г. Спенсер (1820 — 1903) — известный английский философ и социолог, один из основоположников эволюционализма в этнологии. Спенсер полагал, что с ранних стадий человеческой истории природа человека медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов происходят изменения человеческих качеств, они постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам он относил влияние географической среды, а также соседних обществ и народов, к внутренним — физическую природу человека, разнообразие рас, особые психические качества каждого народа.

А. Бастиан (1826 — 1905) — основоположник немецкой этнологии, и эволюционализма в Германии — в своей работе «Общие основания этнологии», вышедшей в 1871 г., исходил из так называемой клеточной теории, которую он сочетал с концепцией географических провинций. Под клетками он имел в виду «элементарные идеи», первичные культурные элементы. В его понимании у географических первобытных людей одинаковая психическая структура, т. к. они обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и отражающих единство человеческой культуры. Каждый народ формирует круг собственных идей, который определяет содержание культуры данного народа, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, которые стимулируют развитие культуры. Культурное развитие человечества происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой. Чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям.

Огромный вклад в этнологию внес выдающийся американский ученый Л. Морган (1818 — 1881), занимающий среди основоположников эволюционизма особое место. Будучи ученым-любителем, он почти 40 лет своей жизни посвятил сначала изучению группы индейских племен США — ирокезов, а затем других индейских племен Америки и народов других частей света. В 1840 г. он основал общество «Великий орден ирокезов», имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. В основном сочинении Моргана «Древнее общество» рассмотрены три важные этнологические проблемы: место и роль родового строя в истории человечества, история формирования семейно-брачных отношений и периодизация истории человечества.

Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактическом материале теория о едином пути развития человеческого общества, об универсальности родовой организации. По Моргану, родовая организация была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранилось. Теория Моргана сыграла большую роль в опровержении патриархальной теории, по которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощающая принципы частной собственности и власти отца.

Эволюционная школа создала первую стройную концепцию развития человечества и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии, т. е. непрерывного перехода от простого состояния к более сложному. Культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

Однако по мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал нередко не подтверждал эволюционистские концепции. Необходимы были поиски путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения. И тогда появились новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционную направленность, подвергающие сомнению теории исторического пути развития общественных явлений.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 20.02.2015 — 08:50

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014