Этнология в системе научных знаний

Объектом изучения этнологии являются этносы, их жизнедеятельность. Известно, что существование этносов связано с экономической, социальной, политической, культурной и другими сферами общественной жизни. Поскольку эти сферы жизни общества изучаются другими науками, этнология непосредственно взаимодействует с соответствующими науками. В связи с этим появились отрасли научного знания, сочетающие этнологию и другие социально-гуманитарные науки. Прежде всего это относится к этнографии, антропологии, культурологии, социологии, политологии, лингвистике, психологии.

Наиболее близкой и родственной к этнологии является этнография (от греч. «этнос» — племя, народ; «графо» — писать). Этнографические знания появились еще в глубокой древности, однако как самостоятельная область знаний этнография возникла в середине XIX в. Главный предмет этнографии — сходство и различие между народами, их этнический облик, присущая им специфика. Главный источник этнографии — данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиционные методы исследования, опросы, интервью, сбор коллекций и т. п.). С древности и в течение долгого времени этнография развивалась вместе с географией в неразделенной науке, которую можно условно назвать «странонародоведением».

Как видим, этнография подобно этнологии, изучает народы-этносы и как народоведение во многом совпадает с этнологией. Поэтому часто понятия «этнография» и «этнология» Употреблялись как синонимы. В частности, в СССР термин «этнография» применялся и в собственном значении и в значении, обозначающем этнологическую науку. Однако, хотя эти науки теснейшим образом связаны между собой, между ними есть и различия. Этнография как таковая в большей мере — описательная наука, а этнология — теоретическое народоведение. Современная этнология вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографического материала, дает этнографии концептуальный аппарат. Этнографические материалы используются как эмпирическая база для теоретических обобщений и выводов этнологии.

Весьма близкой к этнологии является антропология. Достаточно отметить, что обе науки изучают вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического процесса, межрасовой метисации и т. п. В некоторых странах понятия «этнология» и «антропология» рассматриваются как синонимы. В связи с этим существует точка зрения, что этнология, культурная антропология и социальная антропология — лишь разные названия одной и той же науки. Вследствие этого существует некоторая неопределенность, вызванная взаимозаменяемостью этих понятий: одних и тех же ученых, работающих в разных направлениях антропологии, называют то антропологами, то этнологами. Более того, в Великобритании и некоторых других странах этнология развивалась под названием «социальной антропологии», а в США — «культурной антропологии». Вместе с тем термин «этнология» существует и в западной науке и означает, в сущности, то же самое, что и в России.

Не отрицая тесной связи этнологии и антропологии, все же следует признать, что эти понятия не синонимичны. По своей предметной области этнология шире, чем антропология. Предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, этнических, этномиграционных и этнодемографических процессов и др. Антропология была и остается наукой о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.

Этносы как исторические явления формируются не только в результате природных процессов, но и одновременно в результате развития социокультурных процессов. Поэтому этнология в своих исследованиях использует социологические и культурологические методы и концепции. Следовательно, этнология, культурология и социология пересекаются в предмете своего исследования.

На стыке этнологии и социологии возникла научная дисциплина этносоциология, изучающая социальные аспекты развития и функционирования этнических общностей и групп, их взаимодействий, закономерностей их коллективного поведения, а также взаимосвязей членов этноса и социальной среды. Область этносоциологического изучения довольно широка. По мнению немецкого ученого-этносоциолога Р. Турнвальда, эта наука главным образом изучает взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран. По существу, этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества.

Особое внимание этносоциология уделяет изучению механизма взаимосвязи собственно этнических и социальных (в узком смыспе) явлений в современном обществе — этнических процессов в различных социальных группах и социальных процессов в различных этнических общностях. Этносоциология стремится раскрыть социальную обусловленность этнических черт культуры и быта, ценностных ориентаций, трудового и досугового поведения, обычаев, обрядов, межличностных этнических отношений, выявить этнические особенности таких явлений и процессов, как отраслевая и профессиональная занятость, миграционная и трудовая мобильность, демографическое и социальное воспроизводство и т. д. Поскольку этническая специфика наиболее наглядно проявляется в сфере культуры и быта и воспроизводится, прежде всего, через семью, постольку в этих областях, прежде всего, и сосредотачиваются исследования по этносоциологии.

Этносы являются действующим лицом, групповым субъектом политики. Одновременно этносы представляют собой не только субъект, но и объект, точку приложения политических влияний. Наиболее активным генератором таких воздействий является государство. С этой целью в нем создаются определенные структуры, разрабатывающие и осуществляющие этническую (национальную) политику.

Отрасль науки, изучающая сферу взаимодействия этносов с политикой, называется этнополитологией. Под предметом и проблематикой этнополитологии понимаются место и роль этнонациональных сообществ (этносов, наций, этнических групп) в истории человечества и политической жизни общества, их взаимодействие между собой, с государством и его органами, закономерности этнополитических процессов, начала и принципы этнонациональной политики, политические устремления народов м приобретение тех или иных форм национальной государственности, политического и правового статуса, пути и методы урегулирования этнополитических конфликтов и обеспечение этнополитической стабильности в отдельном государстве и в мире в целом. Таким образом, этнополитология — это совокупность, синтез, диалектическое единство двух научных дисциплин: этнологии и политологии.

Этнология широко и тесно переплетается с психологией. Междисциплинарная отрасль знания изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции этнического и национального самосознания, этнических стереотипов и т. п. Изучение всех этих проблем приобретает особое значение в многонациональной, полиэтнической стране.

Знание содержания и форм этнической психологии значительно обогащает наши представления о народах, их духовном мире, ментальности. Следует иметь в виду, что нередко сознательно создаются этнические стереотипы, которые становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межнациональной розни и вражды. Поэтому этнопсихологические знания важны для разработки научно обоснованной национальной политики, создания благоприятного психологического климата в межэтнических отношениях.

Наряду с отмеченными науками, этнология взаимодействует и с некоторыми другими, образуя целый ряд междисциплинарных прикладных наук: палеоэтнологию, изучающую культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистику, рассматривающую проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этнонимику, изучающую происхождение и функционирование этнонимов — названий этнических общностей и др.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1842 Родился Адольф Бёттихер — немецкий архитектор, искусствовед, археолог, специалист по охране памятников истории, руководитель раскопок Олимпии в 1875—1877 гг.
  • 1926 Родилась Нина Борисовна Немцева – археолог, известный среднеазиатский исследователь-медиевист, кандидат исторических наук.
  • 1932 Родился Виталий Епифанович Ларичев — советский и российский археолог-востоковед, антрополог, доктор исторических наук, специалист по археологии чжурчжэней, автор работ по палеоастрономии.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 20.02.2015 — 08:24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика