Этнологическая наука в России

В 40-е гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки. Все они были членами этнографического отделения при Российском географическом обществе. Для истории этнографической науки существенны взгляды Кавелина по вопросу о том, что называется пережитками. Обычно «теорию пережитков» приписывают английскому этнографу Тайлору, однако известно, что еще за 20 лет до Тайлора почти те же взгляды развивал Кавелин. Еще в середине прошлого века Кавелин предложил метод этнопсихологического исследования по продуктам духовной деятельности — памятникам культуры, верованиям, фольклору.

Одним из учредителей Русского географического общества был
Н.И. Надеждин (1804 — 1856), а с 1848 г. он возглавлял его отделение этнографии. На одном из заседаний Общества в 1846 г. он выступил с докладом «Об этнографическом изучении народности русской», где попытался теоретически обосновать задачи этнографии как самостоятельной науки, выделив при этом три основных ее направления: язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую».

Большой вклад в организацию и становление этнографической и этнологической наук внес академик Д.Н. Анучин (1843 — 1923).

Он был создателем и первым руководителем кафедры антропологии в Московском университете, одновременно читал и курс этнологии и был автором ряда ценных этнографических работ.

Заметным вкладом в этнологическую науку явились труды известного российского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая (1846 — 1888).

В течение многих лет он изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. И хотя в его трудах содержатся богатые наблюдения и материалы этнографического характера, тем не менее они имеют важное значение для исследования собственно теоретических проблем этнологии.

В истории русской этнографии видное место занимают брат и сестра — Н.Н. Харузин (1865 — 1900) и В.Н. Харузина (1866 — 1931).

Н.Н. Харузин первым в России (с 1889 г.) читал курс этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков. Основные его труды — по этнографии финских, тюркских и монгольских народов. Большее значение до наших дней сохраняют лекции Харузина, изданные посмертно под общим названием «Этнография» (т. I — IV, СПб., 1901 — 1905).

В.Н. Харузина занималась преимущественно проблемами верований и фольклором. Она читала этнографические курсы в Московском археологическом институте и на Высших женских курсах, в советское время — в Московском университете. Была автором ряда популярных книг. Курс лекций по этнографии Харузиной (1909, 1914) переиздан в 1941 г. («Введение в этнографию»).

В конце XIX — начале XX вв. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет предлагал исследовать этническую психологию через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. Отсюда следует, что ключом к пониманию психологии народа являются его культура, история, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа этноса, советский период развития отечественной этнологии был накоплен и собран обширный эмпирический материал. Результаты многолетних исследований были обобщены в научных трудах Института этнографии Академии наук СССР, других научных учреждений союзного и республиканского значения. В довоенный период развитие этнологической науки связано с именами П.Ф. Преображенского, С.М. Широкогорова, С.В. Бахрушина и др. В послевоенное время (60 — 70-е гг.) выдающийся вклад в развитие этнографической и этнологической наук внесли известные ученые С.И. Брук, А.И. Першиц, С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров, В.И. Козлов, С.А. Арутюнов и др. Профессор МГУ Токарев (1899 — 1985) создал серию работ по проблемам общественного строя, этногенеза, истории и религии разных народов. Широко известны его работы «История русской этнографии» и «История зарубежной этнографии». Чебоксаров (1907 — 1980), также профессор МГУ, написал труды по общим проблемам этнологии, этногенезу, этнокультурным процессам, антропологии. С именем Арутюнова связаны труды по этнографии народов Восточной Азии и Закавказья, теоретическим проблемам этнологии и культурологии.

С середины 60-х гг. XX в. большое внимание уделялось этнонациональным и межэтническим, межнациональным проблемам и отношениям. Центром этих исследований стал Институт этнографии СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН), директором которого был Ю.В. Бромлей (1921 — 1990) — академик, ученый широкого кругозора. Он возглавлял коллектив исследователей, куда входили такие известные ученые, как Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Тишков, М.Н. Губогло и др. Ученые института развернули исследования по ряду пограничных и междисциплинарных направлений этнологической науки — этносоциологии, этнокулътурологии, этнопсихологии, этнолингвистике и др. Большой вклад был внесен в научную разработку проблем наций и национальных отношений.

Особое место в этнологии занимает Л.Н. Гумилев (1912 — 1992). Он является автором оригинальной концепции этногенеза, Гумилев исходил из допущения, согласно которому этнос (народ) является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы. Этносы рождаются, взрослеют, увядают и умирают; норма продолжительности жизни этноса по Гумилеву — 1200 — 1500 лет. Следует отметить, что концепция Гумилева является предметом дискуссий среди российских ученых.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте основные положения эволюционизма, его достоинства и недостатки.
2. Покажите, в чем суть концепций антиэволюционизма.
3. Проанализируйте теорию диффузионизма, ее содержание и применение в этнологических исследованиях.
4. Раскройте содержание теории функционализма и ее методологическое значение в этнологических исследованиях.
5. Покажите значение социологической школы в развитии этнологии.
6. Проанализируйте американскую историческую школу Ф. Боаса и ее влияние на развитие этнологии.
7. Каковы основные положения этнопсихологической школы?
8. Каково значение этнопсихологической школы для этнологических исследований?
9. Раскройте суть и значение структуралистского направления в этнологии.
10. Проанализируйте современное состояние этнологической науки.
11. Каковы достижения и недостатки отечественной этнологической науки в XX в.?

Литература

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М., 1979.
2. Алексеев В.П., Першиц А. И. История первобытного общества. — М., 2001.
3. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. — СПб., 1994.
4. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. — Л., 1991.
5. Концепции зарубежной этнологии. — М., 1976.
6. Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997.
7. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. — М., 1997.
8. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1998.
9. Токарев С.А. Этнопсихологическое направление в американской этнографии. — М., 1978.
10. Этнография и смежные дисциплины. — М., 1994.
11. Этнология в США и Канаде. — М., 1989.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1928 Родился Эдуард Михайлович Загорульский — белорусский историк и археолог, крупнейший специалист по памятникам средневековья, доктор исторических наук, профессор.
  • 1948 Родился Сергей Степанович Миняев — специалист по археологии хунну.
  • Дни смерти
  • 1968 Умерла Дороти Гаррод — британский археолог, ставшая первой женщиной, возглавившей кафедру в Оксбридже, во многом благодаря её новаторской научной работе в изучении периода палеолита.
  • Открытия
  • 1994 Во Франции была открыта пещера Шове – уникальный памятник с наскальными доисторическими рисунками. Возраст старейших рисунков оценивается приблизительно в 37 тысяч лет и многие из них стали древнейшими изображениями животных и разных природных явлений, таких как извержение вулкана.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 20.02.2015 — 12:33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика