Этническое самосознание

Этническая психология как явление по содержанию представляет собой компонент общественной психологии. Специфика общественно-психологических явлений состоит в принадлежности человека как к определенной социальной, так и этнической группе. Это проявляется как в социальной, так и в этнической солидарности людей, принадлежащих к разным социальным и этническим общностям. У одного и того же человека могут быть как социальные, так и этнические приоритеты. Если первые обусловлены социальными интересами, то вторые — более глубокими этнонациональными интересами, этническими особенностями и установками личности.

Этническое самосознание — сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при соотношении с другими этническими общностями, важный признак этнической общности, являющийся отражением объективного бытия этой общности.

Внешне этническое самосознание проявляется в форме самоназвания — этнонима. Действительно, даже в том случае, если, например, отдельные группы русских, французов, армян, поляков проживают в разных странах, любая из этих групп осознает определенную общность со всеми группами, носящими то же самоназвание. Кроме того, представители каждой из таких одноименных совокупностей людей обычно отличают себя от членов всех иных подобных общностей. При этом особую роль играет антитеза «мы — они».

Центральное место в этническом самосознании занимает представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общие генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родным языком и родной землей и т. п. Осознание своей этнической принадлежности, идентификация себя со своей группой, отличной от всех других, пробуждают целую гамму чувств: сопричастность к судьбам своей этнической общности, любовь к исторической этнической родине, к своему народу, его этническим особенностям, культуре, чувство гордости или тревоги за судьбы своего народа, готовность к жертвам и т. п. Катализаторами, стимулирующими и ускоряющими развитие этнического самосознания, обычно служили такие факторы, как внешняя агрессия, порабощение, колонизация, несущие в себе угрозу ассимиляции, культурного или полного физического уничтожения этнической общности.

Этот психологический феномен играет существенную роль в этнической мобилизации, консолидации, социальном контроле, стремлении к партнерству или доминированию, и может быть использован как для преуспеяния народа, так и для агрессивного национализма.

На основе подобного комплекса чувств и переживаний возникает соответственно эмоционально окрашенное и целеустремленное в поведенческом плане состояние психики в целом, выражающееся, например, в волевом устремлении к борьбе за счастье и не¬зависимость своего народа, за его свободу, суверенитет и процветание. Однако этническое самосознание при определенных условиях может играть и негативную роль, обернуться своей противоположностью.

С теоретической точки зрения можно выделить два уровня этнического самосознания — социально-психологический и идеологический.

Психологический уровень, являясь составным элементом обыденного сознания, включает когнитивные представления, стереотипы, установки, в том числе на солидарность, потребность в этнической безопасности, фрустрации, агрессию и т. п.

К идеологическому уровню относятся идеологемы этнического самосознания, которые функционируют на уровне идеологий и создаются творческой интеллигенцией. Однако все, что создается на идеологическом уровне этнического самосознания, не всегда и не во всем совпадает с представлениями людей, конкретных социальных групп. Люди различаются способностями, в том числе критически воспринимать идеологизированную информацию, и, кроме того, в повседневной жизни они обычно руководствуются более актуальными для них идеями и интересами, поэтому многие первоначально декларируемые идеи теряют свою привлекательность.

Этническое самосознание выступает как основной определитель национальности в переписях и других формах массового статистического учета населения. При этом этническая принадлежность (национальность) человека и его язык могут не совпадать, если он усвоил язык и культуру другой национальности.

На уровне личности этническое самосознание меняется и порой довольно радикально на основе возрастных характеристик или жизненного опыта, уровня образования, а также в связи с разными жизненными ситуациями, в которых оказывается человек. Например, этническое самосознание человека, долгие годы прожившего в иноэтнической среде или в тесном соприкосновении с ней, резко отличается от показателей самосознания недавно попавшего в подобную ситуацию.

Наряду с этим существует феномен двойного этнического самосознания. Обычно это имеет место в тех нациях, этнический состав которых составляют выходцы из разных стран. К числу таких наций, представляющих собой по происхождению этнический конгломерат, относится большинство «новых» наций Америки, в том числе и самая крупная из них — собственно американцы США. Этнический состав населения США отличается значительной пестротой. Процесс «перемалывания» переселенцев из различных стран в общем «американском котле» тормозится устойчивостью этнических традиций иммигрантов, а также религиозными, языковыми, этнопсихологическими и другими барьерами, возникающими уже в США. По меньшей мере пятая часть современного населения США имеет двойное этническое самосознание, причисляя себя к американцам и в то же время сохраняя многие культурно-бытовые и языковые черты своего коренного этноса.

Отсюда понятны широко распространенные в США определения вроде «американцы ирландского или соответственно еврейского, русского, итальянского и т. п. происхождения».

Такие же явления двойного этнического самосознания обычны и в других странах Северной и Южной Америки, где сложились новые народы, в состав которых вошли разнообразные местные — (американские) и пришлые (преимущественно европейские и африканские) этнические элементы. Так, в латиноамериканских странах сохранились крупные индейские народы, говорящие на двух языках — своем родном и европейском (чаще всего испанском). Например, в Мексике такими двуязычными народами являются ацтеки, майя и некоторые др.; в Перу, Эквадоре и Боливии — кечуа. Ясно, что двойное этническое самосознание у перечисленных народов закономерно сочетается с двуязычием, вообще характерным для многих стран со сложным этническим составом населения.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1935 Родился Евгений Николаевич Черных — российский археолог, историк металла, член-корреспондент РАН.
  • Дни смерти
  • 2008 Умерла Людмила Семёновна Розанова — советский и российский археолог, кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института археологии РАН, один из ведущих специалистов в области истории древнего кузнечного ремесла.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 23.02.2015 — 19:54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика