Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов Восточной Европы и Средней Азии

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия, известной как культура триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Энеолитические поселения располагались на плодородных лёссовых почвах, которые обрабатывались энеолитическими орудиями. Исследование памятников культуры триполье-кукутени имеет свою историю. Представление о хронологии и соотношении памятников можно получить из приведенной таблицы. Выделяются территории раннего, среднего и позднего периодов культуры триполье-кукутени, отдельные хронологические периоды и локальные варианты.

Схема соотношения энеолитических культур Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии

Схема соотношения энеолитических культур Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: появлением медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства; наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. По радиокарбонным данным он датируется 4200—3400 гг. до н. э. Для него характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. Встречается много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. В Среднем Поднестровье большую часть пищи добывали на охоте; половину поголовья домашних животных составляли свиньи.

В это время шло формирование локальных вариантов культуры триполье-кукутени. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру — Флорешти, Александровка I. На левобережье Днестра известны поселения Лука-Врублевецкая, Бернашовка и др. Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании на рубеже V—IV тысячелетий до н. э.

Энеолит Евразии: 1 - культура триполье-кукутени; 2 - раннетрипольская культура; 3 - гумельница; 4 - майкопская культура; 5 - анау; 6 - куро-аракская культура; 7 - энеолит Приаралья и Южного Урала; 8 - афанасьевско-окуневская область, 9 - древнеямная

Энеолит Евразии: 1 — культура триполье-кукутени; 2 — раннетрипольская культура; 3 — гумельница; 4 — майкопская культура; 5 — анау; 6 — куро-аракская культура; 7 — энеолит Приаралья и Южного Урала; 8 — афанасьевско-окуневская область, 9 — древнеямная

Важное значение имеет средний период (IV тысячелетие до н. э.). Он отмечен подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Трипольских памятников этого времени известно несколько сотен. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6 тыс. кв. м открыты 39 глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они оказались основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные на поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке обнаружены остатки свыше 200 жилищ, расположенных пятью кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещения хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такой поселок, вероятно, укреплялся изгородью.

Пластика и рисунок энеолитических культур: 1-4 - триполье, кукутени; 5-7 - анау; 8 - рисунок на трипольском сосуде

Пластика и рисунок энеолитических культур: 1-4 — триполье, кукутени; 5-7 — анау; 8 — рисунок на трипольском сосуде

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием форм — это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом. Среди глиняных изделий встречаются так называемые бинокли. Это весьма загадочные предметы, они состоят из двух полых цилиндров, соединенных перемычками. Бинокли являются характерной особенностью культуры энеолитических земледельцев.

Трипольцы разводили мелкий, тонконогий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. На трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных — косули, оленя, лося, бобра и зайца. Однако охота и собирательство играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы — символы власти, и возникновением крупных поселений.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте выражены природные явления, смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, животные и стебли растений. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и всходы посевов, охраняемые священными собаками. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже — чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы «космические олени», с которыми связывалось действие небесных космогонических сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, солнце — ее глаза, а небесный свод изображен в виде бровей.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Культура триполье-кукутени: 1 - реконструкция жилища в пос. Владимировка; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры (Городница II); 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня (Флорешти)

Культура триполье-кукутени: 1 — реконструкция жилища в пос. Владимировка; 2-3 — медные украшения (Карбуна); 4 — медные топоры (Городница II); 5, 6 — сосуды трипольской культуры; 7-9 — орудия из кремня (Флорешти)

Поздний период культуры триполье-кукутени представлен памятниками, которые встречаются на пространстве от Приволынья до берегов Черного моря и от Молдовского Прикарпатья до Среднего Приднепровья. На этой территории известно много небольших поселений и поселений-гигантов с планировкой по кругу. В керамических комплексах наблюдаются территориальные различия, выделяется группа кухонной посуды и расписная посуда. Поздний период культуры триполье-кукутени на основании радиокарбонного анализа укладывается в рамки 3000—2200 гг. до н. э.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали и другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины IV тысячелетия до н. э. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

В середине IV — середине III тысячелетия до н. э. от Рейна и до Полесья на востоке и до верховьев Буга и Днестра, т. е. к северу от зоны триполья-кукутени, развивалась культура воронковидных кубков. Культура занимала значительную часть Центральной и Восточной Европы вплоть до Прибалтики. Она сыграла исключительную роль в распространении производящего хозяйства на этих территориях.

В III тысячелетии до н. э. в районе от Эльбы до Среднего Поднепровья сложилась культура шаровидных амфор. Ее памятники сосуществовали с позднетрипольскими и поздними памятниками культуры воронковидных кубков.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на базе джейтунской раннеземледельческой культуры, распространения металла и новых элементов хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе, Яланчаг и Дашлиджи в Туркмении обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили разработать стратиграфию слоев энеолита и бронзы в этом районе. В Анау выделены пять хронологических слоев, из которых Анау I и Анау II относятся к энеолиту. Из шести слоев поселения Намазга слои I—III относятся к энеолиту и датируются V — первой третью III тысячелетия до н. э. Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в VI — начале V тысячелетия до н. э. (слой Сиалк I), появляются первые изделия из металла. Расположение поселений вдали от гор свидетельствует об умении строить каналы и регулировать орошение. Культура такого же характера открыта в Центральном Иране. Расцвет энеолитической земледельческой культуры Иранского плоскогорья и Переднего Востока подтверждают находки бронзовых топоров, шильев, тесел, разнообразной глиняной посуды. В узорах на посуде наряду с геометрическими мотивами широко использовались стилизованные изображения людей и животных: козлов, распластанных в беге собак, летящих птиц, рыб. Известны многокомнатные дома из сырцового прямоугольного кирпича. Сиалк III занимает площадь 3,5 га. Это поселение надо рассматривать как мощный очаг местной энеолитической культуры.

Энеолит Средней Азии и Закавказья: 1 — комплекс Алгын-депе: керамика, скульптура, металл (по В. Массону); 2 — керамика куро-аракской энеолитической культуры

Энеолит Средней Азии и Закавказья:
1 — комплекс Алгын-депе: керамика, скульптура, металл (по В. Массону); 2 — керамика куро-аракской энеолитической культуры

К западу от Ирана, в Малой Азии, в пос. Хаджилар открыты раннеземледельческие комплексы V тысячелетия до н. э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую культуру в Ираке.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халафской культуры V тысячелетия до н. э.

Синхронизация археологических памятников и слоев Средней Азии с иранскими и месопотамскими позволила отнести слои Намазга I к раннему энеолиту, Намазга II — к развитому, а Намазга III — к позднему энеолиту.

В Средней Азии раскопаны памятники Кара-депе у Артыка, Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении III—II тысячелетий их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались в отдельные оазисы. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теждена.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитический облик подчеркивает типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, глинобитные постройки и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная многоцветная посуда. Она представлена двумя основными группами: более грубая, хозяйственная (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовая посуда (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ тоже украшали росписью в виде треугольников и ромбов. Один из домов в Геоксюре имел 14 помещений, расположенных вокруг небольшого внутреннего дворика. Комплекс состоял из жилых комнат, кухни с очагом и кладовых. Одна из комнат носила культовый характер: вдоль стены обнаружены следы костра и масса костей животных, принесенных в жертву.

Сравнительная таблица основных признаков энеолитических культур оседлых земледельцев и скотоводов от Балкан до Китая

Сравнительная таблица основных признаков энеолитических культур оседлых земледельцев и скотоводов от Балкан до Китая

Комплексы Геоксюр I, Намазга III, Кара-депе, слои Алтын-депе и другие относят к позднему энеолиту. Жилища представляют собой многокомнатные дома, образующие весьма сложный планировочный лабиринт с хозяйственным двором и зернохранилищем. В монохромной керамике преобладают узоры в виде многоступенчатых крестов, сетки, изображения козлов, пятнистых животных и орлов с распростертыми крыльями. Ведущими формами сосудов являются полусферические чаши, миски, кубки. Зооморфные и антропоморфные фигурки воспроизводят сидящую женщину. Число медных изделий по-прежнему невелико: четырехгранные пробойники, ножи, шилья, булавки.

Отмечаются некоторые различия в культуре западной и восточной групп памятников. В Геоксюре I открыты 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, со скорченным положением погребенных головой на юг.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко жителям других земледельческих районов. Свидетельством тому являются женские статуэтки, которые запечатлели образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами. Они, очевидно, имели культовое назначение и использовались в различных церемониях. Магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами из Ирана. Поэтому она имела много общего с культурами соседнего Ирана и являлась частью земледельческой энеолитической культуры Передней Азии.

Необходимо отметить, что поздненеолитическая культура Геоксюра и Кара-депе сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии. С земледельческой культурой Южной Туркмении связаны поселения в верхнем течении р. Заравшан, где открыт некрополь и группа раннеземледельческих поселений. Инвентарь представлен полихромной керамикой, округлыми алтарями. Жилища возводились из прямоугольного сырцового кирпича. Стены святилищ расписывались полихромными узорами.

Земледелие и скотоводство составляли основу хозяйства. Сеяли мягкую пшеницу и двухрядный ячмень. Ограниченность естественного орошения побуждала к поиску искусственных его форм. Этот переход прослеживается на памятниках Геоксюрского оазиса. Урожай собирался прямыми серпами с кремневыми вкладышами. В слоях поселений обнаружены кости мелкого и крупного рогатого скота и верблюдов. Подсчеты, произведенные на поселении Дашлыджи-депе, показали, что мясо домашних животных составляло более 80% мясного рациона.

На Кавказе и в Закавказье древняя земледельческая энеолитическая культура изучена по поселениям VI—IV тысячелетий до н. э. Юоль-тепе в Нахичевани, Чаланган-тепе и Бабадервиш в Западном Азербайджане, Техут в Грузии и Шенгавит в Армении.

Получена серия радиокарбонных дат для раннеземледельческих поселений Закавказья — от середины IV тысячелетия до н. э. до конца IV тысячелетия до н. э.
По имеющимся сейчас материалам в Закавказье выделяют две группы энеолитических памятников: центральнокавказскую и закавказскую. Памятники первой группы находятся в Западном Азербайджане и районах Грузии по среднему течению Куры. Вторую группу составляют памятники, расположенные от Нахичевани на западе до Мугани на востоке.

В центральнокавказской группе хорошо изучены поселения Шула-верис (культурный слой 8 м), Шому-тепе и др. Они располагались группами на небольших холмах на речных аллювиальных равнинах. На многих поселениях открыты несколько строительных горизонтов с однотипными жилыми и хозяйственными постройками из сырцового кирпича и глинобитные круглые жилые помещения с куполообразными перекрытиями. У стен обнаружены очаги. Через отверстие в куполе выходил дым и поступал свет. Площади поселений были плотно застроены без четкой планировки. Рядом с жилищами строились хозяйственные постройки. На поселениях найдены кремневые вкладыши для серпов, глиняные фигурки людей и домашних животных. Обнаружено большое количество костей домашних животных: быка, свиньи, мелкого рогатого скота. Развитие земледелия подтверждают остатки мягкой и твердой пшеницы, полбы, двухрядного и многорядного ячменя, диких бобовых культур и вики, костяные и роговые мотыги, обсидиановые и кремневые ножевидные пластины-вкладыши для серпов, большое число каменных зернотерок, пестов и массивных каменных ступок. Отмечается широкое развитие каменной пластинчатой техники: вкладыши серпов, скобели, ножи, резцы, проколки. Особую группу составляют зернотерки, песты, долота, топоры. Интересно, что в инвентаре поселений совсем отсутствуют наконечники стрел. Глиняная посуда грубая по выделке, плоскодонная, без ручек. На некоторых сосудах вместо ручек имеются выступы. Среди находок большие толстостенные сосуды. Основная масса керамики черного и серого цветов, встречается небольшое количество сосудов со следами краски. Металлических предметов совсем мало, и обнаружены они не на всех поселениях: это плоские ножички и обломки четырехгранных шильев.

Несколько отличаются нахичеваньско-муганские энеолитические памятники. Открытые на Кюль-тепе I круглые и прямоугольные в плане жилища диаметром 6—8 м сооружены из сырцового кирпича и камня. Каменный инвентарь типичен для энеолита. Встречается расписная керамика, украшенная сложным геометрическим узором, который выполнен коричневой, черной и красной красками. На поселении Кюль-тепе I и в некоторых других между жилыми постройками и под ними открыты одиночные погребения. Останки представлены в скорченном положении на боку и на спине.

Каменный инвентарь, исследованный на поселение Тетралица на р. Риони, весьма архаичен (аналогичен энеолитическому инвентарю). В нем преобладают скребки, резцы, пластины, отщепы и нуклеусы. Известны крупные мотыгообразные орудия, зернотерки, кремневые вкладыши серпов, что свидетельствует о наличии на побережье и в прилегающих к нему долинах земледелия.

К сожалению, мы мало знаем об энеолите Северного Кавказа и судим о нем в основном по Нальчикскому могильнику и Агубековскому поселению, инвентарь которых не отличается от энеолитических памятников Закавказья. В Нальчикском могильнике обнаружены скорченные скелеты с украшениями из камня, стекловидной пасты, клыков. Обращает на себя внимание медное кольцо и каменные браслеты, аналогичные месопотамским. На Кавказе они известны и в других памятниках и продолжают существовать до эпохи бронзы.
В духовной культуре энеолитических жителей Кавказа значительную роль играло женское божество, символизирующее идею плодородия. На поселениях встречаются глиняные и костяные женские статуэтки, фигурки коз, овец, быков. В эти изображения, несомненно, вкладывался магический смысл.

Энеолитическая культура Закавказья (постройки, орудия труда, керамика) близка к раннеземледельческим культурам Ближнего Востока, и в частности Северной Месопотамии. Энеолитические памятники Южного Кавказа составляли единую с североиранским миром область самобытной энеолитической культуры.

Литература

Антонова Е.В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1977.
Даниленко В.Н. Энеолит Украины. Этноисторическое исследование. Киев, 1974.
Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи. Л., 1971.
Збанович В.Г. Позднетрипольские племена Северного Причерноморья. Киев, 1974.
Кавказ в системе палеометаллических культур Евразии. Тбилиси, 1987.
Кушнарева К.Х. Древнеземледельческие культуры Южного Кавказа в V—III тысячелетиях до н. э. М., 1970.
Лисицына Т.Н. Становление и развитие орошаемого земледелия в Южной Туркмении. М., 1980.
Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989.
Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.
Мунчаев Р.М., Мерперт Н.А. и др. Тель Хазна I культово-административный центр IV—III тыс. до н. э. в Северо-восточной Сибири. М., 2004.
Пассек Т.О. Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья. М., 1961.
Ранние земледельцы. Л., 1980.
Семенов С.А. Происхождение земледелия. Л., 1974.
Тодорова X. Энеолит Болгарии. София, 1979.
Хлопин И.Н. Геоксюрская группа поселений эпохи энеолита. М., Л., 1964.
Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. М., 1952.
Энеолит СССР // Археология СССР. М., 1982.

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 28.08.2014 — 19:43

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014