Древнейший отрывок из Евангелия может быть прочитан на маске мумии

На фотографии одна из масок, которую ученые изучают, чтобы восстановить из неё античные папирусы. Это маска аналогична той, на которой содержится отрывок из Евангелия, датируемый I в н.э.

На фотографии одна из масок, которую ученые изучают, чтобы извлечь из нее античные папирусы. Эта маска аналогична той, на которой содержится отрывок из Евангелия, датируемый I в н.э.

[ad]

Текст, который может оказаться древнейшим известным отрывком из Евангелия — это фрагмент Евангелия от Марка, начертанный в первом веке — до 90 г. н.э. Вскоре текст будет опубликован.

В данный момент, старейшие отрывки из Евангелия датируются вторым веком (101-200 гг. н.э.).

Исследуемый фрагмент был написан на листе папируса, впоследствии повторно использованный для создания маски, которую надевали на мумию. Как известно, мумии египетских фараонов были в масках, изготовленных из золота, но обычные люди довольствовались масками, изготовленными из папируса (или пергамента), краски и клея. Учитывая то, как дорог был папирус, люди часто использовали листы, которые уже были исписаны.

В последние годы ученые разработали методику, позволяющую убрать клей с масок мумий без ущерба для чернил на папирусе. Таким образом, текст на листах может быть прочитан.

По словам Крейга Эванса (профессор в Acadia Divinity College в Wolfville, Новая Шотландия), отрывок из Евангелия является одним из сотен новых текстов, исследуемых командой из трех дюжин ученых и специалистов, трудящихся над тем, чтобы раскрыть и проанализировать маски, используя эту технику расклейки.

«Мы восстановливаем древние документы первого, второго и третьего веков. Не только христианские документы и не только библейские документы, но классические греческие тексты, деловые бумаги, различные мирские документы, личные письма,» говорит Эванс. Документы включают философские тексты и копии рассказов греческого поэта Гомера.

Деловые и личные письма иногда содержат даты. Когда клей растворился, исследователи датировали отрывок из Евангелия I в. н.э. с помощью анализа других документов, найденных в той же маске.

Одним из недостатков процесса является то, что маски мумий разрушаются, поэтому специалисты дискутируют, следует ли использовать этот метод для выявления текстов вообще.

Но Эванс подчеркнул, что маски, которые уничтожаются, чтобы выявить новые тексты, не являются высокохудожественными, и по этой причине никогда не будут выставлены в музеях. Некоторые из них вовсе не маски, а просто куски картонажа.

Эванс заявляет «мы не говорим о разрушении предметов достойных экспонироваться в музеях.»

Техника вводит в науку много новых текстов, отмечает Эванс. «С одной маски, как ни странно, можно восстановить пару десятков или даже больше новых текстов. Мы собираемся исследовать сотни папирусов, а когда работа будет окончена, счет, возможно, пойдет на тысячи.»

Обсуждение

Ученые, которые работают над проектом должны подписывать соглашение о неразглашении, которое ограничивает то, что они могут сказать публично. Есть несколько причин для этого соглашения. Во-первых, некоторые владельцы этих масок просто не хотят афишировать свое участие в проекте, сказал Эванс. «Специалисты, которые работают над этим проектом должны соблюдать требования музеев, университетов, частных собственников, и так далее.»

Владельцы масок мумий сохраняют право собственности на листы папируса после того, как клей на них растворяется.

Эванс сказал, что единственная причина, позволившая ему говорить об отрывке из древнего Евангелия до их публикации заключается в том, что один из членов команды допустил утечку информации в 2012 году. И сейчас Эванс не может сказать всех подробностей.

Вскоре после утечки 2012 года, появились спекуляции вокруг методов, которыми пользуются ученые, чтобы выяснить возраст Евангелия.

Эванс говорит, что текст был датирован по C14, а также по почерку на фрагменте и изучению других документов, найденных вместе с Евангелием. Эти соображения привели исследователей к выводу, что фрагмент был написан до 90 г. н.э. Из-за соглашения о неразглашении данных, Эванс заявил, что он не может сказать больше о дате текста, пока папирус не будет опубликован.

Уничтожение масок мумий

Процесс, который используется для получения папирусов, предполагает уничтожение масок вызвал дебаты. Например, археолог Пол Барфорд, который специализируется на коллекционировании и вопросах сохранения культурного наследия, написал в своем блоге уничтожающую заметку, критикуя работу по Евангелию.

Роберта Маца, преподаватель классики и древней истории в университете Манчестера, выразила свои опасения по поводу текста, такие же опасения высказал Брайс Джонс, докторант религиоведения в университете Конкордии.

Когда тексты опубликуют, дебаты, скорее всего, выйдут за рамки блогосферы и переместятся в средства массовой информации и научные журналы.

Библейские истоки

Хотя отрывок Евангелия I в.н.э. мал, текст содержит сведения относительно того, как изменялось Евангелие от Марка с течением времени, сказал Эванс.

Его собственное исследование сосредоточено на анализе текста папируса, чтобы попытаться определить, сколько прошло времени до его повторного использования в качестве маски. Это может дать ценную информацию о том, когда именно библейские тексты были скопированы.

«У нас есть все основания полагать, что оригинальные сочинения и их ранние копии были в обращении в течение ста лет, а в большинстве случаев — намного дольше, даже 200 лет», сказал он.

Это означает, что «писец, делавший копию в третьем веке, мог иметь в своем распоряжении оригиналы первого века, или их копии, а также копии второго века.»

Публикация

Эванс сказал, что исследовательская группа опубликует первый том текстов, полученных с помощью масок мумий в конце этого года. Том будет включать и евангельский фрагмент, который исследователи датируют первым веком.

Команда первоначально надеялись что материал будет опубликован в 2013 или 2014 году, но дату пришлось перенести на 2015 год. Эванс говорит, что не очень понял, почему публикация книги была отложена, но команда использовала дополнительное времени для проведения дальнейшего исследования материалов. «Польза задержки в том, что, когда том выйдет, он будет содержать дополнительную информацию об этих текстах.»

В этот день:

Дни смерти
1984 Умер Андрей Васильевич Куза — советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
1992 Умер Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл — американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

Рубрики

Свежие записи

Обновлено: 28.10.2017 — 09:35

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014