Членова Н.Л. Карасукские культуры Сибири и их роль в киммерийско-карасукском мире (XIII-VII вв. до н.э.)

Членова Н.Л. Карасукские культуры Сибири и их роль в киммерийско-карасукском мире (XIII-VII вв. до н.э.) // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. – Новосибирск: АН СССР, 1981. – Вып. 3. – С. 17-21.

1. В эпоху развитой и поздней бронзы степная и лесостепная полоса Западной и Средней Сибири и южная кромка леса были заняты культурами карасукского типа. Их можно подразделить на культуры южные и северные. Южная разновидность в Сибири представлена «классической» карасукской культурой, распространенной в Минусинской котловине (кроме того, в Минусинской котловине распространены были лугавская культура и памятники анашенского типа, оставленные местным населением, подвергшимся карасукскому влиянию). «Классический карасук» от других карасукских культур Сибири отличает в хозяйстве — значительное количество овец в составе стада, в быту — преобладание бомбовидной круглодонной керамики, в погребальных сооружениях — исключительно каменные конструкции, каменные ящики и ограды, прямоугольные или круглые, в бронзовой металлургии — сложные, часто высокохудожественные отливки, в искусстве — архаический звериный стиль. Классическая карасукская культура резко отличается от андроновской культуры и не имеет с ней генетической связи, а физический тип людей карасукской культуры отличается от физического типа людей андроновской культуры.

Северная разновидность культур карасукского типа в Сибири представлена культурами ирменской, молчановской, черкаскульской и памятниками симанского, сузгунского и абатского типов.

Ирменская культура занимает лесостепь Западной Сибири, от верхнего Чулыма на востоке до Иртыша на западе, а также Кузнецкую котловину и Северный Алтай. Молчановская культура частично расположена на тех же территориях, что и ирменская (Томское Приобье), частично севернее, по Нижнему Чулыму и Кети, в лесной зоне.

Черкаскульская культура лишь частично расположена в Сибири (наиболее восточные следы обнаруживаются на Иртыше, севернее Омска), основной массив — в Среднем и Южном Зауралье, в Башкирии и Нижнем Прикамье, по границе лесостепи и леса и частично — в лесной зоне. Памятники сузгунского, абатского и симанского типа изучены еще недостаточно. Памятники сузгунского типа распространены в лесной зоне, Тобольском Прииртышье и ое^ вернее; памятники абатского типа — на Ишиме, в р-не г. Ишим; памятники симанского типа в Новосибирском и Томском Приобье.

[adsense]

Все культуры и типы памятников, составляющие северную разновидность культур карасукского типа в Сибири, имеют ряд особенностей, сближающих их между собой и отличающих от «классической» карасукской культуры, представляющей ее южную разновидность. Эти особенности следующие: в хозяйстве — преобладание в стаде крупного рогатого скота (в ирменской культуре; хозяйство других культур плохо изучено); хозяйство оседлое, комплексное, скотоводческо-земледельческое; в быту — значительное отличие керамического комплекса поселения от керамического комплекса могильника: в могильниках — почти исключительно бомбовидная и реповидная керамика, обычно круглодонная (подобная «классической» карасукской, но отличающаяся от нее пропорциями), на поселениях процент такой керамики невелик, основную массу составляют крупные горшковидные сосуды — корчаги, по форме сближающиеся с андроновскими; в орнаментах на керамике есть андроновские элементы (процент их меньше в ирменской культуре и памятниках симанского типа, больше — в сузгунских и абатских памятниках и еще больше — в черкаскульских); в погребальных сооружениях этих культур почти совершенно нет камня, встречается дерево; бронзовая металлургия уступает «классической» карасукской, нет столь сложных отливок; звериный стиль в искусстве отсутствует. Во всех северокарасукских культурах Западной Сибири заметна значительная андроновская примесь, отсутствующая в «классической» карасукской культуре.

2. Как выясняется, связи между северной и южной разновидностью культур карасукского типа в Сибири были сравнительно невелики: существовала лишь зона от Томского Приобья до Верхнего Причулымья, где карасукская и ирменская культуры заходили на территории друг друга. С другими «северокарасукскими» культурами «классическая» карасукская культура никаких связей не имела. Культуры бронзового века распространялись вообще как правило в пределах определенных природных зон, по-видимому их хозяйство было приспособлено наилучшим образом к вполне определенным условиям. В соответствии с этим «северокарасукские» культуры имели тенденцию к распространению на запад по лесной и частично лесостепной полосе. Именно северо-западный, розановский вариант ирменской культуры близко родствен культуре курмантау в Башкирии, Среднем Прикамье и Приказанском Поволжье (в двух последних районах культура курмантау известна также под названием ерзовской и позднеприказанской культур). Можно предполагать, что ирменская культура послужила основным компонентом при сложении культуры курмантау, тем более, что, как выясняется в последнее время, культура курмантау датируется VII-VI вв. до н.э., т.е. позже ирменской культуры VIII-VII вв. до н.э.

Ещё гораздо более многообразны связи черкаскульской культуры. Помимо традиционного распространения по «своей зоне» черкаскульская культура обнаруживается в пределах степей и пустынь: в Северном Казахстане (в Петропавловском Приишимье), на Нижней и даже верхней Аму-Дарье и окрестных районах (на р. Вахше в Южном Таджикистане); более того, следы ее обнаружили даже на Украине и есть некоторые основания полагать, чти она сыграла определенную роль в сложении чернолесской и архаической скифской культуры лесостепной Украины.

3. Юго-западный, большеложский вариант ирменской культуры, расположенный на Иртыше, на границе лесостепи, и степи, по существу смыкается уже с культурами южной разновидности карасукских культур. Он чрезвычайно близок к памятникам типа Малокрасноярка и Трушниково (Восточный Казахстан, выше Усть-Каменогорска): как для большеложского варианта, так и для памятников Малокрасноярка-Трушниково наряду с округлыми типами сосудов, определяющими их принадлежность к карасукскому кругу культур, характерны налепные валики под горлом, иногда с насечками, иногда со свисающими концами — «усами», — это влияние «валиковой керамики», распространенной в Северном, Центральном и Восточном Казахстане вплоть до Алтая. Не относясь к культурам карасукского типа, культура (или культуры) валиковой керамики в силу своей широкой распространенности и высокой насыщенностью памятниками (свидетельствующей о высокой плотности населения) оказывала влияние и смешивалась с самыми различными культурами, в том числе и культурами карасукского типа. Связи между верхнеиртышскими памятниками и большеложским вариантом ирменской культуры осуществлялись несомненно по Иртышу, и есть все основания думать, что между этими двумя группами памятников будут на Иртыше найдены и другие, родственные им.

4. Что касается «классической» карасукской культуры, то она довольно близка к дандыбай-бегазинской культуре Центрального Казахстана и тагискенской культуре низовьев Сыр-Дарьи (возможно, что дандыбай-бегазинская и тагискенская — это одна и та же культура). Сходство проявляется в хозяйстве — в преобладании овцы в стаде, в быту — в наличии бомбовидной керамики с близкими пропорциями (правда, бегазинская керамика в основном плоскодонная; орнаменты ее также несколько отличаются от карасукских, но есть и почти идентичные), в форме ряда погребальных сооружений (среди бегазинских сооружений встречаются и более сложные, чем карасукские) и в том, что погребальные сооружения сделаны исключительно из камня (погребальные сооружения Тагискена выпадают из этого ряда, они уникальны). По бронзовым изделиям карасукская и дандыбай-бегазинская культуры отличаются друг от друга, и кроме того, дандыбай-бегазинская культура, по-видимому, не знает звериного стиля. Тем не менее, сходство этих культур весьма велико, и можно думать, что они были как-то связаны между собой. Поскольку лесостепная полоса Сибири была занята типологически более далекими северо-карасукскими культурами, можно предположить, что связи дандыбай-бегазинской и карасукской культуры осуществлялись по зоне степей и пустынь — через Монголии и Туву; в двух последних районах много типичных карасукских бронз (случайные находки), могильники и поселения пока еще не найдены.

В свою очередь центральноказахстанская дандыбай-бегазинская культура сыграла большую роль в формировании каменомостско-березовской культуры Северного Кавказа, носителями которой были киммерийцы. Сходство между ними проявляется и и хозяйстве, и в формах и орнаментах керамики (в том числе специфических) и в сложных формах каменных погребальных сооружений и технике каменной кладки.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014