Членова Л.Н. Итоги и проблемы изучения Карасукской эпохи в Алтайском крае

Членова Н.Л. Итоги и проблемы изучения карасукской эпохи в Алтайском крае // Археология и краеведение Алтая: Тез. докл. к конф.- Барнаул, 1972.- С.26-29.

Карасукская эпоха — эпоха развитой и поздней бронзы (конец II—I половина 1 тысячелетия до н. э.) — в пределах Алтайского края изучена пока еще недостаточно. Работами археологов М. П. Грязнова, Б. X. Кадикова, С. В. Киселева, А. П. Маркова, Э. М. Медниковой, Д. Г. Савинова, С. М. Сергеева, А. П. Уманского, Н. Л. Членовой к настоящему времени исследовано 29 памятников этой эпохи (не считая случайных находок бронзовых вещей): Раздумье-VI, Красный плакат, Плотинная, Усть-Аллак, Чирики, Ближние Елбаны, Дальние Елбаны, Осинки, Камышенка, Долгая грива, Сапог, Шипуново; Верх-Озерное, Щербаки, Фоминское, Пригородное хозяйство ЦРК у г.Бийска, б. Вихоревский перевоз, Енисейское, Красный яр, Березовка-1, Суртайка, Кытманово, Корчажка-I, Корчажка-V, Городище Один, Коровья Пристань-1, Озерки-Восточная, Урлапово, Нижня Суетка.

Все перечисленные памятники расположены на Северному Алтае и главным образом — по р, Оби. Группа памятников близ г. Камня — Раздумье-VI, Красный плакат, Плотинная,; Усть-Аллак — в районе Среднеобского бора, другие — по окраинам Верхнеобского бора (Дальние Елбаны, Ближние Елбаны, Осинки, Камышенка, Долгая грива, Сапог, Шипуново) — на западной границе Верхнеобского бора с обской поймой, а Корчажка-1, Корчажка-V, Городище Один, Коровья Пристань и Озерки-Восточная на оз. Иткуль, — на восточной границе Верхнеобского бора с Бийской лесостепью). Все остальные памятники расположены в лесостепи (Чирики, Верх-Озерное, Щербаки, Фоминское — на Оби, Кытманово — на Чумыше, Енисейское — на Бии, Красный яр — на рч, Змеевке, Березовка и Суртайка — на Катуни). Только Нижняя Суетна — в Кулундинской степи и Урлапово — на границе степи с Барнаульским ленточным бором.

Большинство названных памятников относится к одному времени (VIII-VII или VII -VI вв. до н. э.) и обнаруживают большую близость в хозяйственном и культурном отношении. Положение большинства их на боровых песках и оподзоленных черноземах (при наличии неподалеку значительно лучших черноземных почв) свидетельствует о том, что земледелие вряд ли было основой хозяйства населения. Зато эти памятники расположены вблизи поймы Оби, где и сейчас наилучшие в лесостепной полосе Алтая пастбища. В могилах, оставленных населением, находят преимущественно кости коровы: очевидно, основой хозяйства последнего было разведение крупного рогатого скота. О культурной общности рассматриваемых лесостепных обских памятников свидетельствуют специфические формы, и орнаменты их керамики и бронзовых украшений, а также обряд погребения (невысокие курганы, реже — грунтовые могилы, положение покойника скорчено на правом боку, головой на ЮЗ и 3).

Наиболее северные из лесостепных памятников Алтайского края непосредственно смыкаются с синхронными им памятниками Новосибирской области, относящимися к ирменской культуре и идущими почти сплошной цепью по обоим берегам Оби от с. Ордынского до границ Алтайского края. В хозяйственном и культурном отношении алтайские памятники столь близки к ирменским западносибирской лесостепи, что могут рассматриваться как алтайский вариант ирменской культуры. Ирменские памятники с многочисленными датирующими вещами подтверждают дату алтайского варианта ирменской культуры — VIII-VII вв. до н. э.

Таковы итоги изучения памятников карасукской эпохи на Алтае к настоящему времени. Однако,- есть еще очень много нерешенных вопросов, связанных с ними.

Первый вопрос — о единокультурности всех памятников карасукской эпохи в Алтайском крае. Памятники Чумыша, судя по материалам из Кытманово, скорее всего относятся к тому же типу, что и перечисленные выше верхнеобские, т, е. к алтайскому варианту ирменской культуры.

Близка ему и часть керамики из района оз. Иткуль (поселения Корчажка-V и Коровья Пристань). Но наряду с ней здесь есть и керамика, близкая к еловской керамике лесостепной и лесной зон Западной Сибири. По данным раскопок землянки в Корчажке-V (Б. X. Кадиков) эти два типа керамики синхронны. Синхронность (по крайней мере, частичная) еловской и ирменской культур подтверждается и раскопками в западносибирской лесостепи (поселения Ирмень-1, поселение и могильник Еловка). Проблема взаимоотношений ирменской культуры и ее вариантов с еловской и родственными ей культурами — одна из важных и интересных. Интересен и вопрос о культурной принадлежности памятников карасукской эпохи предгорной полосы (могильники Суртайка и Березовка-1 на Катуни). Часть керамики могильника Суртайка близка к ирменской, другая часть своеобразна; есть и погребения без керамики, с бронзовыми ножами и другими вещами (Суртайка, Березовка-Ї), находящие близкие аналогии в примыкающей к Алтаю части Восточного Казахстана (могильник Зевакино на Иртыше близ Усть-Каменогорска). Случайные находки ножей типа найденных на Катуни и на Иртыше, известны и в промежуточном районе на верхней Оби (Акутиха, Быстрый Исток), что позволяет ставить вопрос о связях районов Иртыша и нижней Катуни через район верхней Оби; но возможен и какой-то другой путь.

Позднебронзовые комплексы из Нижней Суетки и Урла- пова в Кулундинской степи (сосуды и однолезвийные бронзовые ножы «казахстанского типа») резко отличны от ирмайских и обнаруживают андроновские влияния .гораздо более сильные, чем в ирменской культуре; они тяготеют к степным памятникам Восточного, Северного и Центрального Казахстана эпохи поздней бронзы (Малокрасноярка, Чаглинка, Бегазы и др.).Может быть.Кулундинская степь—восточная периферия памятников указанного типа. Это подтверждается и случайными бронзовыми находками из Кулундинской степи (нож из д.Вылкова, наконечник стрелы из с. Петухово).

Отдельная большая проблема — взаимоотношения культур сейминского и ирменского типа на Алтае — возникает в связи с раскопками могильника Осинки Д. Г. Савиновым в 1970 г. (правый берег Оби, оз. Шибаево). В нескольких найденных здесь погребениях наряду с позднесейминскими бронзовыми копьями, двулезвийными ножичками, кремневыми треугольными наконечниками стрея и костяной поделкой с сейминским орнаментом найдены и вещи явно поздне-карасукского и ирменского типов: бронзовый миниатюрный кинжал с кольцевым навершьем и атрофировавшимся перекрестьем поздне-карасукского типа, однолезвийный нож ирменско-большереченского типа, костяные гарпуны, аналогичные найденным в ирменском поселении Еловка, небольшое бронзовое долото, аналогичное найденному в поселении Ирмень-1, карасукские бронзовые двойные полушарные бляшки: Керамика (явно алтайского варианта ирменской культуры) ближе всего напоминает ирменскую керамику с поселения Корчажка-V. Состав инвентаря могильника Осинки доказывает, что по крайней мере некоторые позднесейминские памятники сущест вовали в VIII-VII вв, до н. э,, и их носители смешивались с носителями ирменской культуры. Значительное число бронзовых вещей сейминского типа на Алтае (и в северной части и в горном Алтае, на Чулышмане) позволяет говорить о существовании здесь какой-то культуры сейминского типа. Ее хронологические рамки и отношение к сейминским памятникам Иртыша пока не установлены.

Памятники карасукской эпохи в горном Алтае пока неизвестны, за исключением нескольких случайных находок двух бронзовых карасукских кинжалов из Катанды (Катандинская степь на Катуни) и бронзового карасукского ножа с устья р. Чодры, притока Чулышмана. Известен также бронзовый карасукский серп или косарь из Усть-Козлухи (бассейн среднего Чарыша, северо-западные предгорья Алтая).

Высказанное С. В. Киселевым в 1941 году предположение о карасукской принадлежности двух погребений в Курайской степи (Курай VI и VII) пока не подтвердилось. Скорее, это майэмирские погребения. Перечисленные случайные находки пока слишком малочисленны для утверждения, что в горном Алтае существовала культура карасукского типа; все же предположить это можно, особенно учитывая скотоводческий характер культур карасукского типа вообще, для которых должны были представлять интерес пастбища горного Алтая.

В этот день:

Дни смерти
1984 Умер Андрей Васильевич Куза — советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
1992 Умер Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл — американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014