Чернигов. Спасский собор

Отмечая под 1036 г. смерть князя Мстислава, летописец записал: «И положиша и в церкви у святого Спаса, юже бе сам заложил, бе бо въздано ея при немь възвыше, яко на кони стояще рукою досящи» [ПВЛ, 6544]. Год окончания строительства храма в летописи не указан. После монголо-татарского вторжения собор был восстановлен и продолжал функционировать. В XVI—XVII вв. проводились ремонты собора, а в середине XVIII в. он был обновлен после обрушения его верхних частей. В конце XVIII в. на месте разобранных древних пристроек возвели южную башню и надстроили древнюю северную. Тогда же были обложены кирпичом колонны внутренних аркад. Наконец, в начале XIX в. собор был заново расписан внутри и получил притвор перед порталом.

В 1882 г. было произведено первое исследование памятника (А. М. Павлинов). Серьезное изучение собора началось с 1923 г., когда здесь были осуществлены раскопки (Н. Е. Макаренко). В 1966—1969 гг. проводились ремонтно-восстановительные работы, сопровождавшиеся закладкой шурфов (Н. В. Холостенко, М. М. Говденко). Исследования показали, что здание Спасского собора сохранилось практически целиком, хотя часть его сводов, включая конхи апсид, переложена.

Спасский собор — трехнефный трехапсидный храм (табл. 3). У него удлиненные пропорции и 8 столбов. Западная пара столбов соединена стенками с северной и южной стенами храма, выделяя нартекс, а восточную пару составляют торцы сильно выдвинутых междуапсидных стенок, отделенных от апсид проходами. Таким образом, собор относится к типу храмов, имеющих в восточной части дополнительное членение. Длина собора 33.2 м, ширина
22.1 м, азимут 60°. Толщина стен 1.4—1.5 м. Подкупольное пространство приблизительно квадратное, со сторонами около 7.7 м. План здания заметно перекошен вследствие неточной разбивки, благодаря чему разница в величине диагоналей подкупольного пространства составляет 75 см. Столбы крестчатые; на внутренних стенах им отвечают плоские лопатки. Над нартексом расположены хоры, опирающиеся на своды. Кроме того, хоры на деревянных балках тянулись над северным и южным нефами до самых апсид. Лестница для подъема на хоры размещена в круглой башне, примыкающей с севера к запад¬ному членению храма. В подкупольном пространстве между опорными столбами с севера и юга находятся двухъярусные аркады, имеющие по 2 промежуточные опоры. В верхнем ярусе это кирпичные столбы, квадратные в плане, с тонкими полуколонками на каждой стороне. В нижнем ярусе арки поддерживаются колоннами из белого мрамора с капителями (ионического типа с импостом). Среднее членение хор над нартексом отделено от центрального пространства храма трехарочной конструкцией на двух восьмигранных столбах.

Собор пятиглавый: средний купол на восьмиоконном барабане; боковые — на барабанах, имеющих по 4 окна, обращенных к наружным сторонам здания. Западные угловые членения храма под хорами и над ними перекрыты куполами на парусах, но без барабанов. У среднего членения нартекса под хорами свод цилиндрический, повернутый осью поперек здания.

Снаружи здание расчленено плоскими лопатками, которые во втором ярусе имеют усложненную профилировку. Средние закомары фасадов резко подняты по сравнению с боковыми. В средних закомарах размещено по 3 окна. По фасадам проходит пояс небольших двухуступчатых ниш. На апсидах эти ниши более высокие, а на центральной апсиде и башне они расположены в 2 яруса. На боковых барабанах между окнами проходят тонкие полуколонки, а на центральном барабане — полукруглые в плане ниши, равные по величине окнам; между окнами и нишами также находятся полуколонки.

Собор построен в смешанной технике: из камней и кирпичей. Камни (темно-серый песчаник) применены почти необработанные. Кирпичная кладка со скрытым рядом на розовом от примеси цемянки растворе. Размеры кирпичей 2.5X28X36—38 и 3.5X22X34 см. Кирпичи заметно различаются по цвету глины. Своды и арки сложены только из кирпичей без применений камней. На фасадах, особенно на башне и апсидах, из кирпичей исполнены многочисленные декоративные узоры (кресты, полосы меандра и пр.). Фундаменты собора — камни на растворе с цемянкой. Судя по тому что был обнаружен участок фундамента между западными подкупольными столбами, они были сплошными, ленточными. Глубина фундаментов более 2 м.

В качестве карнизов использовались плиты красного шифера. Консоли подпружных арок западных боковых глав мраморные. При раскопках в разное время находили мраморные обломки, куски свинцовых листов кровли, круглых оконных стекол. В кладке сводов обнаружены голосники. Первоначальный пол собора, который лежал на глубине около 1 м от современного, был выстлан шиферными плитами с врезанным в них рисунком, заполненным мозаикой. Остатки такого пола были открыты во многих местах при раскопках 1923 г. Однако в центральной апсиде, как показали исследования Н. В. Холостенко, пол был покрыт поливпыми керамическими плитками, лишь в XII в. замененными гладкими шиферными плитами. В центральной апсиде выявлены остатки горнего места, деревянной алтарной преграды и престола. Первоначальный престол представлял собой шиферный столб, поставленный на основание из шиферной плиты. Над престолом существовал киворий, от которого уцелели основания двух столбов. Под престолом в тайнике лежал серебряный ларец-мощепица. На стенах собора сохранились незначительные остатки фресковой живописи; на хорах — резные шиферные плиты парапета.

Рис. 10. Чернигов. Схема расположения памятников.

Рис. 10. Чернигов. Схема расположения памятников.

Раскопками 1923 г. у восточных углов собора были вскрыты фундаменты двух маленьких часовен. Они бесстолпные, с апсидами; в каждой имелось по одной аркосольной нише. Фундаменты часовен сложены из камней на растворе с цемянкой, без перевязи с фундаментами собора. Сохранились сведения о названии этих часовен: «Снаружья приделаны два приделы: с правой Трех Святителей, а с левой Покрова Богородицы; ныне они отломаны» [Шафонский А. Черниговского наместничества топографическое описание. Киев, 1851, т. 2, с. 275].

У западного членения южной стены под основанием круглой башни, построенной в конце XVIII в. симметрично древней башне, обнаружены остатки прямоугольной в плане постройки. Ее размер с запада на восток 12.5 м, поперек — 8.5 м. Удалось раскрыть лишь восточную и южную стены, поскольку остальная часть постройки закрыта башней. Фундамент — из камней на растворе — имеет глубину 1.75 м. Найденные кирпичи несколько отличаются от кирпичей самого собора; их размер 3—3.5X26— 27X31—32 см. В восточную стену постройки изнутри врезаны 3 полукруглые ниши, очевидно игравшие роль апсид. Стена сохранилась на высоту всего 15 см, но в центральной нише-апсидке уцелели остатки штукатурки с фресковой росписью. Имела ли постройка столбы или была бесстолпной, неизвестно. Назначение ее определяется достаточно уверенно — это крещальня. Она несомненно была двухэтажной, так как во втором ярусе южной стены собора в данном месте на хорах есть заложенная дверь. По утверждению Н. Е. Макаренко, северные башня и часовня были построены одновременно с собором, а крещальня и южная часовня — несколько позже. Перед западным порталом храма существовал притвор (обнаружен в 1972 г. исследованиями А. А. Карнабида) размером 9.06 м вдоль здания и 4.8 м — поперек.

В летописях отмечено несколько погребений в Спасском соборе. В двух случаях указано, что погребения сделаны «у святого Спаса в тереме» (1150 г.) или в «теремце» (1159 г.). Какое помещение в соборе носило это наименование, не определено.

На высоте около 4—4.5 м по зданию проходит шов, свидетельствующий, по-видимому, о перерыве строительства, наступившем после 1036 г. Время завершения собора неясно, но во всяком случае оно не выходит за рамки середины XI в.

Моргилевський I. Спасо-Преображенсъкий собор у Чернигові.— В кн.: Чернигів і північне лівобережжя. Київ. 1928, с. 169—183; Макаренко М. 1) Біля чернигівського Спаса. — Там же, с. 184—196; 2) Чернігівський Спас. Археологічні досліди року 1923. Київ, 1929; Афанасьев К. П. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961, с. 52—57; Холостенко П. В. 1) Открытие в Чернигове. — Декоративное искусство СССР, 1967. № 5, с. 19; 2) Мощеница Спаса черниговского. — В кн.: Культура средневековой Руси. Л., 1974, с. 199—202; Асеев Ю. С. Архітектура Київської Русі. Київ, 1969, с. 42—52; Логвин Г. Н. Спасский собор в Чернигове. — Ист. СССР, 1969. № 6, с. 193; Комеч А. И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. — В кн.: Древнерусское искусство. Зарубеяшые связи. М., 1975, с. 9—26.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1904 Родился Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре.
  • Дни смерти
  • 1947 Умер Николай Константинович Рерих — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха — первого в истории международного договора о защите культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 30.12.2015 — 17:23

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика