Бутник-Сиверский Б.С. О городе Белая Церковь

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №2)

Город Белая Церковь Киевской области пока не привлек внимания археологов. В исторической и историко-географической литературе прошлого века этот пункт интересовал ученых в связи с решением вопроса о местоположении древнего города Юрьева, который, видимо, входил в число городов, построенных в 1032 г. Ярославом на р. Роси, а затем стал центром особой Юрьевской, или Поросской, епископии. Мнения о приурочении Юрьева к какому-либо городищу в Поросье расходились. Посвятивший этому вопросу специальную работу М. Андриевский считал, что Юрьев лежал на городище Райгородок на р. Гороховатке, восточнее Белой Церкви 1. В. Б. Антонович поддержал старую гипотезу Л. Похилевича 2 и локализовал Юрьев в районе Белой Церкви 3. Недавняя заметка О. И. Богатова, сообщающая о наличии в Белой Церкви культурного слоя с керамикой и остатками жилищ XI—XII вв., дает Белой Церкви археологический паспорт и большее основание считаться местом древнего Юрьева 4. Существенно, что одним из доводов М. Андриевского против этого отождествления было отсутствие в Белой Церкви остатков древних храмов, обязательных для епископского города, тогда как о Райгородке была легенда, сообщавшая, что в древности в нем было много церквей 5.

Рис. 1. План древнего храма Белон Церкви (пунктирные линии и штриховка нанесены на план автором)

Рис. 1. План древнего храма Белон Церкви (пунктирные линии и штриховка нанесены на план автором)

Свод и анализ летописных данных о Юрьеве сделан М. Андриевским; последний раз Юрьев (точнее, юрьевский епископ) упоминается в летописи под 1231 г. 6. Переименование древнего Юрьева в Белую Церковь происходит где-то в пределах XIV—XV вв. В русских источниках Юрьев упоминается последний раз в «Списке городов русских», составленном в конце XIV в. 7; у польских же летописцев с конца XV в. упоминается уже Белая Церковь. Это название, видимо, было связано с наличием здесь большого древнего храма. Весьма вероятно, что это был собор Юрьевской епископской кафедры, т. е. храм XI—XII в. О наличии здесь руин какой-то церкви говорит люстрация Белоцерковского замка 1612 г., сообщающая, что в замке «каплица на месте или фундаменте церковном построена небольшая» 8. Весьма вероятно, что эта каплица на руинах древнего храма (или в его стенах) возникла в 1550 г., когда киевский воевода польский князь Прунский отстроил Белоцерковский замок и использовал древние руины для католической часовни.

Анонимная хроника Белой Церкви сообщает, что здесь в 1706 г. гетманом Константином Мокиевским была заложена новая каменная церковь, о чем свидетельствует надпись на металлической дощечке, прикрывавшей свинцовый ящичек с мощами, вложенный в крестообразную выемку в белом известковом камне и найденный в 1842 г. при разрытии фундамента храма с северной стороны. Предполагали строить трехпрестольный храм с двумя приделами при входе. Однако успели возвести только эти приделы выше окон. Из них был освящен лишь южный придел, сделанный приходской церковью. Затем она сгорела, после чего в 1842 г. были разобраны стены главного алтаря и южного придела, а северный оставался полуразрушенным до 1852 г., когда был восстановлен 9. В этих данных обращает на себя внимание маловероятный при строительстве храма заново факт быстрой постройки только его западной части, когда приделы были уже выведены до окон, тогда как все остальное воздвигалось, видимо, очень медленно.

Из заметок П. Должикова (проживавшего в Белой Церкви в 1820, 1830 и 1846 гг.) мы узнаем, что между 1831 и 1846 гг. здесь появился новый, Никольский, собор, построенный графиней Александрой Браницкой. «В нынешней ограде собора и вне оной лежат развалины каменной древней церкви, в свое время не оконченной, которую, как можно судить по остаткам, предполагали построить в больших размерах. Один из приделов ее сохранился дольше и чем-то занят» 10.

При работах над архивными материалами нам встретились интересные данные об этом храме Белой Церкви. В октябре 1837 г. министр внутренних дел разослал в губернии циркуляр, обязывающий местное начальство собирать сведения «о древних зданиях и вообще о находимых древностях» 11. Одним из последствий этого было уведомление Киевского гражданского губернатора от 29. III. 1839 г. о том, что «в местечке Белой Церкви сохранились остатки древней церкви. Начальное ее основание и последовавшие события покрыты мраком неизвестности. Но, судя по архитектуре, как удостоверяет включаемый под лит. Б. план, может быть она причислена к древним зданиям» 12. План, находящийся в деле (рис. 1) 13, представляет, на наш взгляд, интерес для истории древнерусской архитектуры. Судя по надписям на плане, снятом с натуры в мае 1838 г., уже в то время алтарная часть церкви была разрушена, юго-восточного и северо-восточного столбов не было, а сохранились только два западных придела, западный и южный порталы. Из этих же надписей видно, что руины являются остатками старой Николаевской церкви и что рядом с ней (западнее) в 1838 г. стояла уже новая, построенная А. Браницкой одноименная церковь, колокольня которой была возведена среди развалин алтарной части старого храма.

Конечно, по схематическому чертежу остатков здания, пережившего столь длительную строительную историю, весьма трудно говорить определенно о его хронологической и стилистической принадлежности и совсем нельзя говорить о его деталях.

Размеры храма очень велики: его ширина по западному фасаду равна 25,68 м, диаметр барабана в свету (если принять наши дополнения к плану) составляет 6,90 м. Едва ли в XVI—XVIII вв. были условия и нужда для сооружения в захолустном местечке столь обширного храма. Вероятнее думать, что вся его неудачная строительная история за этот период состояла в приспособлении и использовании фундаментов и стен стоявшего здесь в руинах древнейшего церковного здания, давшего в XIV в. свое имя поселению и упомянутого люстрацией 1612 г.

План храма не находит себе аналогии среди памятников украинской архитектуры XVII—XVIII вв. Если же предположить, что чертеж передает план здания домонгольской поры целиком, то мы найдем ему аналогии на русском Северо-Западе, где в ряде храмов XII в. Старой Ладоги и в Мирожском соборе в Пскове имеется подобная композиция плана с выделенными угловыми помещениями и крестообразным объемом (Мирожский собор). Однако все эти памятники значительно меньше храма Белой Церкви. Возможно, что в XVII—XVIII вв., используя древние фундаменты крупной постройки, сократили ее площадь, сдвинув апсиды нового храма к западу; об этом может говорить их форма, необычная для архитектуры XI—XIII вв. Тогда следует полагать, что план передает лишь западную часть древнего здания, может быть, представлявшего собой монументальный шестистолпный храм, являвшийся кафедральным собором Юрьевской епископии. Отметим, что его размеры близки размерам таких крупных храмов XI—XII вв., как церковь Ирины в Киеве (1037 г.), Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове (XII в.), Кирилловский собор в Киеве (после 1146 г.), храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде (конец XI в). Это позволяет говорить о возможности постройки в Юрьеве обширного епископского храма.

Само идущее от XIV—XV вв. название «Белая Церковь» показывает, что это древнее здание было белым. Указание анонимной белоцерковской хроники на нахождение в фундаменте храма белого известкового камня могло бы дать повод для предположения, что древняя постройка была белокаменной. Однако этот белый камень с реликварием мог быть положен при попытке нового строительства в 1706—1715 гг., а древний храм мог быть кирпичным, как и все постройки Поднепровья и Волыни, тогда как характерная для Галича и Суздальской Руси белокаменная техника была бы в Поросье исключением. Известно, однако, что некоторые кирпичные храмы Киева и Чернигова XII в. подвергались наружной обмазке или штукатурке известковым раствором, т. е. были белыми, а иногда эта штукатурка разделывалась прочерчиванием для имитации белокаменной кладки.

Приведенные данные и изложенные соображения могут быть подтверждены или опровергнуты лишь в результате археологических раскопок.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №2)

Notes:

  1. М. Андриевский. Летописный Юрьев на Росп. Киевская старина, 1883. т. VII, стр. 1—32.
  2. Л. Похилевич. Сказания о населенных местностях Киевской губернии Киев. 1864.
  3. В. Б. Антонович. Археологическая карта Киевской губернии. М., 1895.
  4. О. И. Богатов. Hoei дат про древньоруське мicто Бита Церква. Археолопя. т. VI, 1952, стр. 133.
  5. М. Андриевский. Ук. соч., стр. 27.
  6. ПСРЛ, т. I, СПб., 1846 стр. 194.
  7. ПСРЛ, т. VII, СПб., 1856, стр. 240.
  8. Л. Похилевич. Ук. соч., стр. 489.
  9. Киев. губ. вед., 1855, часть неоф., № 2, стр. 6—8. Л. Похилевич называет строителем храма 1706—1715 гг. полковника Константина Мокиевского. См. Л. Похилевич. Ук. соч., стр. 489—501.
  10. П. Должиков. Заметки во время поездки по Киевской и Волынской губерниям в 1846 г. Киев. губ. вед., 1847, часть неоф., отд. 2-е, № 2, стр. 13—19.
  11. Гос. Центр, историч. архив МВД УССР. Фонд Канцелярии Киевского военного. Подольского и Волынского генерал-губернатора. Полицейская часть, 1837 г., дело № 398, лист. 2.
  12. Там же, лист 51.
  13. Там же, лист 55. На публикуемом плане мы показали пунктиром возможное размещение подпружных арок и барабана главы.

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014