В.А. Борзунов — Роль миграций в сложении культур крестовой керамики

К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири»

В конце бронзового и начале железного веков в лесной, а затем лесостепной зонах Западной Сибири, Урала, Европейского Северо-Востока появляются культуры, объединенные керамикой о крестовым орнаментом. На большинстве территорий они не имели местных корней. С новым населением связано распространение простейших городищ, охотничье-рыболовческих орудий, характерных форм посуды с фигурно-штампованным орнаментом, единичных жертвенных мест при отсутствии погребений.

Общность прошла три этапа: генезиса, распространения и трансформации. Формирование ее относилось к эпохе бронзы и связано с тайгой Нижнего Приобья. В начале железного века произошло, начавшееся накануне распространение крестовых комплексов в Среднее и Южное Зауралье, вверх по Оби и ее притокам, на Енисей, Каму, Печору, озера Центрального Тимана. Продвижение таежного населения в лесостепь привело к слиянию пришлых и местных культур, наложившему отпечаток на всю дальнейшую историю урало-сибирского населения. В VI-IV вв. до н. э. происходит усиление контактов лесных культур со степными, в том числе савромато-сарматской. Лесные и лесостепные элементы проникают в лесную зону. Развивается цветная металлообработка. В лесостепи таежные охотники-рыболовы приобщаются к скотоводству, в их обиход входит железо.

Не позднее IV в. до н. э. все данные культуры (а некоторые ранее) прекращают свое существование.

Формирование и развитие культур крестовой керамики происходили на фоне существенных климатических колебаний: резкое увлажнение и похолодание рубежа бронзового и железного веков (около Х-VIII вв. до н. э.) в середине I тыс. до н. э. постепенно сменилось новой фазой усыхания (по О.Н.Бадеру, А.В.Збруевой, М.Ф.Косареву, Ю.А.Львову).

Развитие гамаюнской культуры — модель развития всей общности.

Становление этой культуры, как и всей общности, связано с наиболее ранней из них — атлымской. В конце эпохи бронзы в нижнеобской тайге неустойчивое равновесие между темпами прироста населения и поддержанием за счет экстенсивной охоты и рыболовства минимального достатка на душу населения, которое поддерживалось естественной регуляцией населения, было нарушено. Толчком к этому, по мнению М.Ф.Косарева, послужило изменение климата и его последствия — заболачивание тайги, увеличение количества заморных озер, количественное и качественное изменение флоры и фауны, что определило сокращение пищевых ресурсов. Создалась ситуация относительного перенаселения, естественным выходом из которой стала миграция части атлымских коллективов. Инородное окружение и связанная с этим повышенная военная опасность способствовали социальной сплоченности и рождению новых этнических групп. Данная миграция — сложное и многоплановое явление. Это не был, как представлялось ранее, резкий этнокультурный сдвиг и фронтальное продвижение таежных охотников и рыболовов по всем направлениям. Миграция охватила несколько столетий и проходила этапно. Сами подвижки, судя по малым размерам ранних поселений, осуществлялись небольшими группами и, как правило, были направлены вдоль водных артерий — по Оби и ее притокам, реже по междуречьям (освоение гамаюнцами Зауралья).

А.Васильев предполагает два этапа миграции атлымцев: в конце II тыс. до н. э. — в Зауралье, что приводит к сложению гамаюнской культуры, и в начале I тыс. до н. э. — вверх по Оби и Иртышу.

По-видимому, миграционных волн было не менее трех. В результате первой (ХII-Х вв. до н. э.) на Конде, Лозьве и в верховьях Тадвы, наряду с местными сотниковскими и более поздними лозьвинскими поселениями с ямочно-гребенчатой и фигурнопрокатанной керамикой появляются указанные В.Д. Викторовой первые стоянки с ямочко-крестовой (Ликинская, Тыня и др.). Однако это не исключает продвижение атлымцев и в других направлениях. Наиболее регулярный и массовый характер переселение приобрело на втором этапе атлымской культуры — в Х-VIII вв. до н. э. В это вромя атлымские группы проникают в Сургутское Приобье. На еловских поселениях Васюганского и Томского Приобья появляется ямочно-крестовая керамика. На более южных территориях формируются культуры с керамикой, близкой позднеатлымской: молчановская в Томско-Нарымском Приобье, красноозерская в Среднем Прииртышье. Слияние пришлых атлымских и местных лозьвинских групп приводит к сложению северного (вагильского) варианта гамаюнской культуры. Эта двухкомпонектность прослеживается в кормлении двух основных групп гамаюнской посуды: ямочно-крестовой и ямочно-волнистопрокатанной.

С пришельцами можно связать крестовые орнаменты, с местным населением — волнистопрокатанные. В дальнейшем это, возможно, привело к оформлению дуально—фратриальной организации гамаюнского общества. Вероятно, тогда же атлымские группы проникают на европейский северо-восток. С этого времени пути развития гамаюнской и западно-сибирских культур крестовой керамики расходятся. Вероятно, и эта волна, в частности в Зауралье, не была последней, иначе нельзя объяснить существенного отличия северной гамаюнской керамики от посуды более южных территорий. К началу железного века (VIII-VII вв. до н. э.) таежные группы постепенно выходят к южной кромке лесостепи. На это указывают карьковские и завьяловские поселения, крестовые комплексы в большеречинской культуре, южные гамаюнские локальные варианты. Из Зауралья гамаюнцы проникают на Белую, в Среднее Прикамье и верховья Печоры.

В Зауралье сложилась социально-экономичеокая структура гамаюнского общества, основные типы гамаюнских поселений, фортификаций, жилищ, орудий и керамики. Затяжной характер миграции, неоднородность приобских и зауральских групп, легших в основу культуры, особенности хозяйства, экологии различных районов, сложение новой племенной структуры обусловили формирование в рамках единой гамаюнской культуры семи локальных вариантов. Первоначальное освоение гамаюнцами Зауралья носило, большей частью немирный характер. Об этом свидетельствует появление с пришельцами первых городищ, мощных укрепленных жилищ, а также многочисленные следы разрушения гамаюнских и иткульских поселков. По мере продвижения гамаюнцев на юг на смену простейшим городищам на малых холмах приходят одно- и двухплощадочные мысовые, затем береговые с мысовой традицией. Совершенствуются оборонительные бревенчатые стены, появляются башни, рвы трансформируются в водоотводы. Утепленные полуземлянки и бревенчатые дома дополняются каркасно-столбовыми и легкими шатровыми постройками. При этом площади городищ возрастают, а жилищ уменьшаются, что связано с ростом населения и делением больших семей. По мере приближения к Уральским горам разнообразятся сырье и типы каменных орудий. В начале железного века связи гамаюнцев с аборигенами, прежде всего иткульцами, становятся более разносторонними, усиливается взаимовлияние культур. Относительно мирное их сосуществование в Среднем и Южном Зауралье обусловлено различными хозяйственными укладами, что стимулировало межплеменной обмен, брачные и иные контакты. Гамаюнское хозяйство было сориентировано, преимущественно на охоту, отчасти рыболовство и собирательство, иткульское — на металлургию, металлообработку и скотоводство. Несмотря на высокую плотность населения, перенаселения здесь не наблюдается. Миграция, иная экологическая среда, контакты с высокоразвитыми лесостепными культурами изменили хозяйство мигрантов. У гамаюнцев уменьшается роль рыболовства; под влиянием иткульцев они знакомятся со скотоводством и железом.

Гамаюнское общество вступило в период разложения родового строя. Формой разложения стал патриархат, становлению которою в условиях миграции способствовало усиление роли мужчин как основной производственной и военной силы. Разложение гамаюнского рода шло по двум направлениям: утраты им роли основной социально-экономической ячейки общества. вследствие деления на самостоятельные в экономическом отношении большесемейные общины, обитавшие в обособленных жилищах-поселениях; второе — за счет включения в состав позднегамаюнских поселков (VI-IV вв. до н. э.) инокультурного лесостепного населения (воробьевского, гафурийского, иткульского, гороховского), что определяло укрепление соседских связей в противовес кровнородственным и формирование соседних общин.

Около IV в. до н. э. на южных территориях гамаюнская культура ассимилируется иткульской, на северных трансформируется в синдейскую. Сходные процессы наблюдаются в культурах крестовой керамики Западной Сибири,

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1900 Родился Василий Иванович Абаев — выдающийся советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед и этимолог, педагог, профессор.
  • Дни смерти
  • 1935 Умер Васил Николов Златарский — крупнейший болгарский историк-медиевист и археолог, знаменитый своим трёхтомным трудом «История Болгарского государства в Средние века».

Метки

Свежие записи

Рубрики

Яндекс.Метрика