Бобров В.В., Умеренкова О.В. Набор украшений эпохи поздней бронзы из могильника Танай-12

Бобров В.В., Умеренкова О.В. Набор украшений эпохи поздней бронзы из могильника Танай-12 // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: ИАиЭ СО РАН, 2003. С. 260-263.

Основная часть изученных погребений могильника Танай-12 относится к андроновской культуре и культуре эпохи поздней бронзы, которую по всем признакам можно относить к кругу, так называемых, культур андроноидного типа. За время исследований на этом памятнике была получена значительная коллекция бронзовых украшений. В ней представлены колокольчиковидиые подвески, перстни с волютовидными окончаниями, браслеты со спиралевидными концами, височные кольца, пронизи, бусы. В основном изделия изготовлены из бронзы, но есть украшения из камня, керамики, раковин и кости. Как правило, в погребениях они встречаются в виде отдельных находок и нередко имеют плохую сохранность (особенно из бронзы). В этих случаях достаточно часто не возможно установить, что украшало то или иное изделие, с чем оно связано. Поэтому находки в могилах комплекса или комплекта украшений, практически сохранивших первоначальное положение и изначальную связь между собой, представляют научный интерес В этом контексте значительное место занимают материалы погребений могильника, относящихся к постандроновскому времени, в которых зафиксировано несколько своеобразных (не только для территории Кузнецкой котловины) по своему содержанию наборов украшений головы и груди.

Во время полевых работ 2003 года на могильнике Танай-12 (юго-восточная часть раскопа) был исследован курган №16 с одиночным захоронением девушки-подростка. Курган представлял собой каменную оградку, от которой сохранились только северная и восточная стороны (рис. I-1). В плане она была подпрямоугольной формы и сооружена из небольших плиток серого сланца высотой до О, I м. Размеры ограды приблизительно 4 х 4 м В центре кургана была сооружена могила, Она была в виде грунтовой ямы прямоугольной формы. Её размеры 0,8 х 1,4 м. глубиной 0,25 м от уровня материка. Могила ориентирована длинной сторонами по линии В-3. На уровне древней поверхности из дерева сооружено продольное перекрытие из бревен диаметром до 0,2 м. На перекрытии (восточная часть) была зафиксирована кость животного. В могиле находились кости скелета молодой девушки, которая была похоронена в скорченном положении, на левом боку, головой на восток (рис 1-2), Кости скелета сохранили анатомический порядок, но голова была неестественно «закинута» назад так, что затылочные кости почти касаются шейных позвонков. Перед лицом погребенной был помешен сосуд. Под затылочной костью лежала круглая бронзовая бляшка-нашивка с диаметрально противоположенными отверстиями для крепления. Скорее всего, на голове погребенной находилась полоска ткани (кожи?), которая и фиксировалась сзади при ее помощи. На височных костях на и под черепом находились сложносоставные парные подвески, выполненные из бронзы и перламутра. Они состояли из бронзовой бляшки-нашивки диаметром 10 мм (с диаметрально противоположенными отверстиями для крепления) и двух связок трубочек-прониток длиной 25-30 мм, диаметром до 5 мм, расположенных в ряд друг за другом по три штуки, ниже бляшки на 1 см. Пронизки выполнены из бронзовой пластины, которую свернули трубочкой так, что один край пластинки заходил на другой. Интересно, что нижние концы пронизок были слегка заужены и завернуты в полоску бронзовой пластинки шириной 1 мм встык, поэтому смотрелись как бусины. Низки крепились при помощи шерстяной двужильной нити, фрагментарно найденной внутри пронизок. Расстояние между пронизками было практически одинаковым 4-5 мм. Вероятно, пронизи закреплялись в заданном положении либо при помощи обмотки основной нити крепления, либо небольшие бронзовые пластинки служили своего рода фиксатором. Каждую связку дополняла низка из 3 перламутровых бусин, выполненных в виде тоненьких плоских колечек до 6 мм в диаметре, расположенных вплотную друг к другу. Весь этот комплекс изделий составлял украшение длиной до 11-12 см Нам представляется, что данный гарнитур украшений использовался именно в качестве подвесок, а не нашивался на тканевую иди кожаную основу. Об этом свидетельствует расположение гирлянды пронизок не на определенно фиксированном расстоянии друг от друга, а связкой. Вероятно, образовавшиеся составные подвески затем крепились к полоске ткани или кожи и место крепления скрывалось нашивной бляшкой (рис. 1-4).

Рис. I. Могильник Танай-12. 1 - план кургана № 16; 2 погребение I кургана № 16, набор украшений: 3 - погребение 18, курган № 9. 4 - погребение I, курган №16.

Рис. I. Могильник Танай-12. 1 — план кургана № 16; 2 погребение I кургана № 16, набор украшений:
3 — погребение 18, курган № 9. 4 — погребение I, курган №16.

Аналогичный набор украшений, но более сложный по своему составу был зафиксирован на этом же могильнике в 2000 году при исследовании кургана №9 (мог. 18) в той же части раскопа (Бобров В.В., Горяев B.C., 2000. с.229). Могила в виде грунтовой ямы имела размеры 1.2 х 0.8 м и глубину до 0.28 м Она ориентирована по длинной оси СЗ-ЮВ. Погребение было расположено в восточной периферии каменной ограды кургана. Над могилой, на уровне древней поверхности сооружено перекрытие из жердей диаметром до 0,12 м. На перекрытие был положен обломок абразива, подквадратного в сечении. В погребение скорчено, на левом боку, головой на ЮB находился скелет молодой девушки с «богатым гарнитуром», В районе шейных позвонков расположены 3 перламутровых пластинки длиной до 25 мм, шириной до 8 мм. С двух сторон черепа обнаружены по одной пластинки из створок раковины. В 0,05 м к югу от лобной кости лежала круглая бронзовая бляшка-нашивка со стерженьком для крепления. На запястьях находились узкие бронзовые пластинчатые браслеты с волютовидными окончаниями. На безымянном пальце правой руки — волютовидный перстень. Среди костей нижней челюсти находилась бляшка-пуговица. На височных костях на и под черепом находились сложносоставные парные подвески, выполненные из бронзы и перламутра. Они состояли с правой стороны черепа из малого кольца в один оборот диаметром 30 мм, в которое было вставлено кольцо большего диаметра (60 мм) с заходящими друг за друга заостренными окончаниями. С левой стороны малое кольцо (диаметр 45 мм) с заходящими концами перекрывалось большим кольцом диаметром 67 мм. К одному из височных колец (большому?) крепились три связки трубочек-пронизок длиной 25-30 мм, диаметром до 7 мм, расположенных в ряд друг за другом по несколько штук (количество ряда проследить не удалось из-за плохой сохранности пронизок) и спускавшиеся до верхней части грудного отдела. Связки крепились при помощи шерстяной двужильной нити, найденной внутри пронизок и место крепления скрашивалось при помощи бронзовой бляшки-нашивки диаметром 12 мм, имевшей диаметрально противоположенные отверстия но краям. Каждую связку дополняла с обеих сторон низка из 6 перламутровых бусин, выполненных в виде колечек, замкнутых по концам бронзовыми бусинами. Судя по расположению бусин, полукругом лежащих в районе шеи и под нижней челюстью. ожерелье из пронизок плавно закругляться под подбородком, скрывая шею. Бронзовые бусины изготовлены из свернутой встык проволоки, в двух случаях из свернутой пластины (рис. I-3).

Особенности погребального обряда и сопроводительный инвентарь погребений восточной периферии могильника Танай-12 сопоставимы с постандроновским временем и имеют аналогии как в памятниках еловской, так и памятниках корчажкинской культур. Идентичный убор украшений был найден при исследовании moгильника Танай-1, расположенного в этом же археологическом микрорайоне и относящемся, по мнению В. В. Боброва, к корчажкинской культуре. Подобное применение комплекса бронзовых изделий известно нам по материалам памятника ЕК-1, где в погребении №4 кургана 14 для украшения головного убора в том же порядке использовались височные кольца, бронзовые бляшки-нашивки и пронизи (Матющенко В.И. 2001, с. 12. рис. 10-28,29). Сложные украшения восходят к андроновской культуре. Особенно широко они представлены в памятниках Центрального Казахстана. На территории восточных районов ареала этой культуры украшения в женских погребениях представлены отдельными находками предметов или низками биконических бус, как правило, на ногах.

Примечания

Бобров В.В. Танай-1 — могильник корчажкинской культуры // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. Барнаул. 1995. с 75-78.
Бобров В.В., Горяев B.C. Танай-12 — новый памятник эпохи бронзы и Кузнецкой котловине // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий Новосибирск И/От СО РАН. 2000, с. 236-240.
Матющенко В.И. Еловский археологический комплекс. Ч. I. Еловский курганный могильник. Омск ОмГУ, 2001. с. 12

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика