Бобров В.В. Танайский микрорайон как культовое место эпохи поздней бронзы в Кузнецкой котловине

Бобров В.В. Танайский микрорайон как культовое место эпохи поздней бронзы в Кузнецкой котловине // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. — СПб., 2000. — С. 199-203.

В археологической науке определение «культовый» имеет достаточно широкую трактовку. К нему принято относить все, что не связано с бытовой и хозяйственно-производственной сферой жизнедеятельности древних или современных традиционных обществ. Не касаясь теоретических аспектов данной проблемы, отмечу, что, на мой взгляд, необходимо дифференцировать понятия «культовый памятник» и «культовое место». Первое понятие более конкретизированно и включает археологический объект иррационального содержания. Второе имеет составной частью пространственные и/или природно-географические параметры. В некоторых случаях возможно совпадение определяющих признаков обоих понятий. В подтверждение одного из высказанных положений предлагаем обоснование своеобразного типа «культового места», имеющего достаточно обширные географические границы.

В течении 15 лет археологическая экспедиция Кузбасской лаборатории археологии и этнографии Кемеровского государственного университета и Института apxeологии и этнографии СО РАН проводит исследование памятников Танайского археологического микрорайона, расположенного на юго-западе Кузнецкой межгорной котловины, в прегорьях Салаирского кряжа.

Географическая характерстика микрорайона. Озеро Танай (другие названия: Танаево — у русских; Ата-танай — у местного тюркоязычного населения) занимает центральное место в указанном микрорайоне. Это обширная акватория, протяженностью с 3 на В до 6 км, с С на Ю — 3 км. Особенностью озера являются плавающие острова (поднявшиеся со дна массивы сапропеля, впоследствии поросшие осокой, кустарником и березами). Западный берег относительно высокий (до 4 м) и представляет собой склон гривы с березовыми колками, смешанными с темнохвойными деревьями. Северный берег и прилегающие увалы соответствуют степному ландшафту. На востоке к озеру примыкает низкая согра с солончаковыми почвами и мелкими озерками. Видимо, в раннеголоценовое время она являлась дном озера и также вытянута с В на 3. На юге, вдоль нее, находится русло р. Исток. Южный берег оз. Танай составляют невысокие горы Салаирского кряжа, покрытые темнохвойной тайгой. В период глобальных климатических колебаний граница леса смещалась на север. Данная физико-географическая характерстика Танайского микрорайона достаточно определенно свидетельствует о том, что он представляет собой контрастную зону контакта степного и горно-степного ландшафтов, разделенных обширной и своеобразной акваторией. Уже одно это обстоятельство позволяет предполагать, что это место всегда являлось местом «притяжения» древних человеческих коллективов и, вероятно, могло иметь для них сакрализованную окраску.

Археологическая характеристика. В окрестностях оз. Танай и прилегающей согры (общая протяженность около 10 км) расположено 25 археологических памятников; из них 16 — курганные могильники, 9 — поселения и кратковременные стоянки.

Несмотря на ограниченность «удобных» площадок, 6 поселений находятся на западном берегу озера. Только два участка здесь благоприятны для возведения стационарных поселков. С ними связаны местонахождения таких памятников, как Танай-4 и 4а. Площадь поселения Танай-4 более 4 тыс. кв. м. Памятник многослойный и содержит материалы разных эпох и культур от неолита-энеолита до раннего средневековья (за исключением андроновских). Но в этом хронологическом диапазоне существовали только два небольших периода, когда на данном месте существовали стационарные поселки: ранний (8 жилищ эпохи неолита-энеолита, большемысской культуры) и поздний (также 8 жилищ и производственное сооружение эпохи поздней бронзы, корчажкинской андроноидной культуры).

На памятнике Танай-4а время существования стационарного поселения из 33 жилых и хозяйственных сооружений относится к неолиту-энеолиту. Культурный слой также, как и на Танай-4, содержит материалы разных эпох и культур. К ирменской культуре на данном местонахождении относятся только кратковременные стоянки. Остальные поселения, за исключением Танай-2 (большереческая культура), в основном относятся к корчажкинской культуре, хотя из них происходит и керамика более ранних периодов.

На вершине западной гривы и ее склоне, обращенном к озеру, расположено 8 курганных могильников: Танай-8 (из 5 курганов) и одиночный курган Танай-10 относятся к сросткинской культуре; Танай-12, в составе которого 8 (?) курганов, — к корчажкинской и андроновской культуре; остальные — к ирменской культуре. На северном берегу могильник Танай-1 содержал один ирменский курган и впускное погребение этой же культуры. Погребения в остальных 14 курганах относятся к андроновской и корчажкинской культурам. Культурная принадлежность двух одиночных курганов и могильника из трех курганов на вершине гривы остается неизвестной.

На восточном берегу открыты две стоянки с крайне бедным материалом. Единичные находки керамики не позволяют точно определить время их существования; можно только утверждать, что оно не соответствует хронологии развитой и поздней бронзы. Могильников здесь больше, но они расположены на первой террасе, окаймляющей с севера согру. Все могильники (всего 5) как бы вытянуты по одной линии (3—В). Из них три могильника относятся к ирменской культуре (Журавлево-1, 3 и 4). В могильнике Журавлево-5 один курган ирменский; один относится к эпохе раннего средневековья; один остался не раскопанным. Остается неизвестной и хронологическая, и культурная атрибуция могильника Журавлево-2.

На первый взгляд, из приведенного географического и археологического обзора следует, что перед нами типичный археологический микрорайон, каких достаточно много известно на юге Западной Сибири. Однако, если обратиться к оценке Танайского микрорайона не в диахронном, а в синхронном аспекте, то можно выделить два хронологических периода, с которыми связана наиболее высокая концентрация памятников. 1-й период — XII-X вв. до н. э. — время существования андроноидной корчажкинской культуры. К нему относятся 7 памятников: 2 могильника, остальные — поселения, включая и стационарные. Следовательно, для населения данной культуры Танайский микрорайон (в географическом смысле слова) являлся средой обитания и жизнеобеспечения. 2-й период — X—VIII вв. до н. э. — время существования ирменской культуры. К этим хронологическому периоду и культуре относятся 12 памятников: 2 временных сезонных стоянки и 10 могильников. Из количественных и качественных показателей достаточно очевидно, что в более позднем («ирменском») периоде ситуация изменилась на противоположную, что подразумевает и изменение отношения древнего населения к данному «микрорайону».

Следует отметить также разнообразие ирменских могильников — от одиночного кургана и впускного погребения до крупных некрополей, насчитывающих более 20 курганов ( Танай-7 и Журавлево-4). При этом в могильнике Журавлево-4 было погребено свыше 160 человек. По данному критерию это пока единственный ирменский могильник в ареале культуры. Имеются основания предполагать аналогичные или близкие показатели и по могильникам Танай-3 и 7. Другим, не менее важным, обстоятельством является локализация этих памятников двумя группами: восточная — 4, западная — 6 (включая впускное погребение Танай-1). Случайно ли четное число объектов в каждой из этих групп? Картографирование ирменских памятников в ареале культуры позволяет утверждать, что пока нет ни одного сравнительно небольшого микрорайона с такой концентрацией однокультурных могильников, как в окрестностях оз. Танай. Только позже они будут известны на юге Западной Сибири в эпоху раннего железа и средневековья.

Приведенные данные (некоторые из них могут рассматриваться как признаки) позволяют предполагать, что район
оз. Танай, со своеобразной ландшафтной характеристикой, в представлениях ирменского населения Кузнецкой котловины воспринималось как культовое место. Для населения предшествующего времени, основу экономики которого составляли присваивающие формы хозяйства (неолит-энеолит) или многоотраслевая производяще-присваивающяа экономика (ранняя бронза, корчажкинская культура) данная территория являлась средой обитания. С эпохой финальной бронзы ситуация изменилась. В скотоводческо-земледельческой идеологии ирменского населения культовое место озера Танай стало играть роль рубежа горизонтально-пространственной организации мира.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика