Бобров В.В. Танай-1 — могильник корчажкинской культуры

Поливинилхлорид является одним из самых практичных на данный момент материалов для создания различных кострукций. Купите гранулу ПВХ вторичную в Москве. Есть возможность сравнить товар и цены у различных продавцов и компаний.

Бобров В.В. Танай-1 — могильник корчажкинской культуры // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая: Тез. науч.-практ. конф. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1995. — Вып. VI. — С. 75 — 78.

Открытие корчажкинской культуры, ареал которой охватывает районы Северного Алтая, Новосибирского Приобья и Кузнецкой котловины, заставило с новых позиций подойти к проблеме культурной принадлежности памятников эпохи поздней бронзы бассейна Верхней Оби. Прежде всего, это касается могильников. Если характеристика материальной культуры корчажкинцев, основанная на поселенческих комплексах, представлена достаточно хорошо (Кирюшин, Шамшин, 1987; Шамшин, 1989), то погребальный обряд остается малоизученным. К этой культуре отнесены единичные погребения, обнаруженные на поселениях, и ранний Осинкинский могильник, совокупность оригинальных черт которого не позволяет считать его типичным.

В 1986 г. на территории Кузнецкой котловины исследован могильник Танай-I, состоявший из 14 земляных курганов. 4 из них относятся к андроновской культуре, 1 — к ирменской. 9 курганов, которые планиграфически занимали центральную часть могильника, содержали нехарактерные для этих культур погребения как по обрядовой практике, так и сопроводительному инвентарю. В пяти курганах достоверно (1, 3, 5, 6, 14), в одном предположительно (8), под земляными насыпями, обнаружены каменные ограды прямоугольной формы.

Захоронения под курганными сооружениями производились без определенной системы, но иногда в ряд, ориентированным по линии ЮЗ-СВ (6, 8, 14). Детские погребения расположены около оградок, очевидно в пристройках. Из 25 могил только в пяти захоронения произведены на уровне древней поверхности (в основном детей), остальные в фунтовых ямах, глубиной не более 0,3 м. Форма могил прямоугольная (9), трапециевидная (5), овальная (2). В семи могилах с погребением взрослых мужчин или женщин зафиксированы деревянные сооружения. Они сделаны на уровне древней поверхности, над ямой, и представляли собой или раму с покрытием (5), или поперечное покрытие (2). Захоронения произведены по обряду ингумации (без учета погребений I кург. 1), в скорченном положении, на левом боку. 10 погребенных ориентированы головой на СВ, 4 — на В, 4 — на ЮВ, 1 — на Ю (ребенок). Все погребения одиночные. Сопроводительный инвентарь представлен преимущественно сосудами, которые ставили около головы умершего (1 сосуд в 11 могилах; 2 — в двух, 3 — в одной), меньше бронзовыми и костяными украшениями. Огонь в погребальном обряде использовался редко. Тризна производилась во время возведения кургана.
По планиграфии, конструкции могил, обряду погребевия курганы могильника Танай-I разительно отличаются от погребальной обрядовой практики андроновской и ирменской культур. Более определенно об их культурной принадлежности свидетельствует посуда. Она горшковидной формы, разная по размерам (возрастной признак) и индивидуальна по орнаментальной композиции. Несмотря на последнее обстоятельство, есть ряд общих черт. Орнамент нанесен гладким штампом, реже гребенчатым, венчик полностью неорнаиентирован или только его верхний пояс, декор зонален, основной мотив — геометрические фигуры: треугольник и ромб. Реже встречается лестничный мотив, также формирующий треугольники и ромбы. В зоне венчика нанесены заштрихованные треугольники, обращенные вершинами вверх, соединенные вершинами, зигзаг, ряд ямок или наколов. Шейка украшена горизонтальными бороздками, желобками или линиями оттисков гребенчатого штампа. Плечико-тулово декорировано узкими заштрихованными треугольниками, вписанными треугольниками, взаимопроникающими, сплошь заполненными мелкими треугольными фигурами, ромбами и треугольниками, соединенными вершинами, упрощенным меандром. В качестве дополнительных элементов использовали циркульный орнамент, наколы. При ограниченном наборе декоративных мотивов нет ни одного сосуда с идентичной орнаментальной композицией. Индивидуальность ей придает орнамент в зоне плечико-тулова.

По всем основным признакам посуда могильника Танай-1 напоминает керамику EK-II еловского и отражает культуру погребального комплекса. Ближе ей посуда из погребения 1, 2 кург. 2 могильника Заречное-I, Ордынское-II, Бурмистрово-1, Крохалевки-XIII на поселениях иткульского этапа корчажкинской культуры лесостепного Алтая. Идентичная керамика найдена на поселении Танай-IV как в слое, так и в жилищах, вместе с посудой другого типа, который характеризует корчажкинскую культуру. Причем, в общем комплексе она составляет около 20%. Ситуация однозначная сочетанию ритуальной и бытовой посуды на поселениях андроновской культуры, но при меньшем количественном показателе первой. Исходя из этого, можно утверждать, что погребения могильника Танай-I относятся к корчажкинской культуре.

Ряд черт погребального обряда и погребальной практики явно имеют локальный характер и свойственны населению Кузнецкой котловины: каменные оградки, трапециевидная форма могил, возможно, деревянные конструкции. К общекультурным признакам следует отнести «бессистемное» расположение могил или в ряд по линии ЮЗ-СВ, неглубокие грунтовые могилы прямоугольной формы, скорченное труположение на левом боку и ориентация погребенных головой на СВ, или в пределах восточных румбов, приоритета место в сопроводительном инвентаре посуды, которую став ли около головы погребенного и размеры которой отражают возрастную структуру общества, использование в погребальном обряде огня. Эта характеристика, вместе с керамикой (по ряду специфических черт сложна для культурной идентификации) позволяет выделить погребальные памятники корчажкинской культуры.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика