Бобров В.В., Касастикова Л.Ю. Культурная принадлежность поселения Танай-4

Бобров В.В., Касастикова Л.Ю. Культурная принадлежность поселения Танай-4 // Археологические исследования в Сибири. Барнаул, 1989. С. 17-18.

В 1987-1988 гг. на западном берегу оз. Танай, расположенного в северной предгорной зоне Салаирского кряжа, Кузбасским отрядом ЮСАЭ КГУ проводились исследования поселения, содержащего в раскопанной части остатки трех жилищ и около полутора тысяч фрагментов посуды. Площадь раскопа 340 кв.м. На поселении визуально определяются еще 5 западин от жилищ, которые расположены в ряд, вдоль берега озера.

Жилища наземного типа, каркасно-столбовой конструкции, незначительно углубленные в материк. В плане они подпрямоугольной формы, стенками ориентированные по странам света с небольшими отклонениями. Коридорообразный вход находился посередине восточной стенки и был обращен к озеру. В центре жилища располагался очаг открытого типа. Общая площадь жилых построек — 40-80 кв.м. На полу и хозяйственных ямах найдены развалы сосудов, которые определяют культурную принадлежность жилищ.

Суммарная характеристика керамического материала поселения Танай 4 представляет следующее. Первый баночный тип посуды составляет 39,18%. Это сосуды со слабой профилировкой или с отсутствием выделенной шейки. Они отличаются толстостенностыо и большими размерами. Второй тип — горшки (60,32%) — достаточно неоднороден. Орнаментальное поле на сосудах обоих типов составляет 2/3 поверхности, реже 1/3, и всю поверхность на баночных формах.

По технике нанесения орнамента выделяются три основные группы: резная и гладкий штамп — 72,84%, гребенчатый штамп — 13,40%, жемчужник — 7,76%. В построении орнаментальной композиции чаще всего использовали 9 мотивов: елочка, сетка, наклонные оттиски гладкого штампа, жемчужник, геометрические фигуры, каннелюры, наколы, ямки и ямки, чередующиеся с насечками, 5 первых мотивов являются формирующими композицию, остальные несут функцию разделителей. Геометрические фигуры, каннелюры и сетка в виде обрамленного пояса составляют декор только горшков. Остальные мотивы в различной комбинации образуют орнаментальную схему банок, меньше горшков. Для горшков, украшенных в геометрическом стиле, характерны неорнаментированная верхняя часть зоны венчика, ниже которой размещен сетчатый пояс или заштрихованные треугольники; орнаментация шейки каннелюрами, а плечико-тулова — сетчатыми поясами, гирляндами треугольников, вписанных треугольников, реже треугольниками, соединенными вершинами, и ромбами. Для сосудов первого типа характерны орнаментация венчика сеткой (30%), елочкой (16%), рядами оттисков гладкого штампа (18%) в сочетаниями с рядом жемчужинка (36%); орнаментация тулова идентична венчику с разделителями поясов в виде ямок и ямок, чередующихся с насечками, отступающих наколов каплевидной формы, иногда вместо разделителей — неорнаментированный пояс. На танайской посуде редко, но встречен вертикальный и горизонтальный зигзаг, выполненный гребенчатым штампом и гладкой качалкой. Особый колорит орнаментация единичных сосудов придает циркульный мотив.

Керамический комплекс поселения Танай 4, особенно представленный сосудами баночных форм и морфологически близких к ним, идентичен посуде иткульского типа корчажкинской культуры лесостепного Алтая — поселения Корчажка 5, Костенкова Избушка, Казенная Заимка, Фирсово 17 (Кирюшин, Шамшин, 1988, Шамшин, 1988). Однотипен он поселенческим комплексам Милованово 3,Быстровка 4, Чингис I и др. в Новосибирском Приобье, которые А.В. Матвеев относит к быстровскому этапу ирменской культуры (Матвеев, 1985, 1986). Принципиального различая между керамическими материалами памятников Алтая и Новосибирского Приобья нет. Для всех комплексов, включая танайские, характерны форма посуды, ведущие мотивы, композиционное построение орнаментального декора. Некоторые незначительные отличия могут отражать локальную специфику. Так, поселение Танай от корчажкинских отличается почти полным отсутствием мотива зигзаг, использованием в качестве разделителя ямок с насечками, широким применением жемчужника для декора венчика. Таким образом, по качественным и количественным показателям Танай 4 входит в круг памятников корчажкянской культуры.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014