Бобров В.В. АМР и общие проблемы западносибирской археологии (на примере Танайского археологического микрорайона)

Бобров, В.В. АМР и общие проблемы западносибирской археологии (на примере Танайского археологического микрорайона) / В.В. Бобров // Археологические микрорайоны Западной Сибири. — Омск, 1994. С. 17-19.

Понятие «архоологичеокий микрорайон» включает историко-культурное и географическое содержание. Поэтому его можно рассматривать как археологическую или даже историко-культурную модель региона. В сущности эта идея была заложена в полевых изысканиях и научных работах С.А. Теплоухова, предложившего как метод полевой археологии раскопки на небольшом участке со своеобразным ландшафтом и множеством разнообразных памятников. В частности, им был выбран район сел Батени-Сарагаш, площадью 12 х 6 км, где наблюдалась не только повышенная концентрация разных по типу курганных сооружений, но и находились развеянные стоянки, содержавшие разновременные материалы, которые позволяли предполагать непрерывность обитания здесь древнего населения. Задача, стоявшая перед исследователем, — избежать особенностей и вариаций, присутствующих в археологических памятниках различных районов для классификации археологических культур. Им же были обоснованы принципы выделения археологического микрорайона, включая экологический (Теплоухов С.А., 1927; 1929). Необходимо отметить, что формирование метода было связано с регионом особенно насыщенным археологическими памятниками и обладающего физико-географической спецификой, которая характерна для горной системы. Актуальность и научная значимость метода подтверждена последующей практикой археологических исследований (см. например: Абрамова З.А., 1979; Кузьмина Е.Е., 1963; Грязнов М.П. и др., 1979).

Если исходить из представления об АМР, как историко-культурной модели региона, то в процессе изучения конкретного микрорайона перед исследователем будут стоять проблемы общего и частного характера. Для иллюстрации этого тезиса используем данные Танайского археологического микрорайона, расположенного на юго-западе Кузнецкой котловины, в предгорьях Салаирокого кряжа.

На участке площадью 11 х 6 км в окрестностях озера Танай находится 6 поселений, 13 могильников и одиночных курганов. С 1986 года по 1993 г. здесь раокопано полностью или частично 8 могильников и 1 поселение (на четырех произведены сборы). Археологическими источниками представлены культуры от энеолита до конца I тыс.н.э., но преобладают материалы эпохи бронзы. Особо следует отметить, что 6 могильников относятся к ирменской культуре, тогда как в пределах микрорайона нет ни одного поселения этой культуры. Вероятно, территория предгорий с крупным водоемом в представлениях ирменцев имела иррациональное содержание. В этом можно видеть один из гносеологических аспектов АМР.

Проблема хронологии. На основе источников и данных АМР среди общих проблем науки наиболее эффективным является решение проблемы относительной хронологии археологических культур, так как его памятники составляют пространственную стратиграфию. Это выражено, прежде всего, в среде разнокультурных памятников. Хронологическое различие в группе однокультурных памятников можно только предполагать. Так, в Танайском АМР могильник Танай-I содержал курганы андроновской и корчажкинской культур (есть основания утверждать, что в южной его части находились ирменские курганы, уничтоженные автодорогой); могильники Танай-2, Журавлево-1,3,4,5, Танай-7, одиночный курган Танай-2а относятся к ирменской культуре. Локализация погребальных памятников на небольшой площади, иногда расположенных близко друг к другу вряд ли может свидетельствовать о сосуществовании трех археологических культур. Это подтверждают и полевые наблюдения в процессе раскопок памятников: в андроновоком кургане 10 могильника Танай-I у края каменной ограды было обнаружено впускное захоронение ребенка о ирменским сосудом, а в насыпях курганов 6,11 ирменского могильника Журавлево-4 найдены фрагменты андроновокой поселенческой посуды. Более сложным является определение хронологического соотношения андроновской и корчажкинской, корчажкинской и ирменской культур. Планиграфия и стратиграфия могильника Танай-I не дают каких-либо данных. Можно лишь отметить один факт: курган I содержал захоронения с ирменским обрядом погребения, но с сосудами корчажкинской культуры. Более определенно на относительную дату этих культур указывает стратиграфическое наблюдение на поселении Танай-4. Здесь был обнаружен развал ирменского сосуда над заполнением корчажкинского сооружения.

На этом же поселении удалось установить, что жилища большемысской культуры перекрывают развалы сосудов кротовской и корчажкинокой культур, что крохалевская керамика не вотречается в заполнении этих жилищ, самуоьская керамика планиграфически локализуется ближе к береговому склону, и чаще залегает ниже корчажкинской.

Таким образом, материалы Танайского АМР позволяют установить более ранний возраст большемысской культуры относительно крохалевской и культур сейминской эпохи, хронологическое соотношение андроновской, корчажкинской и ирменской культур. Этот вывод согласуется со стратиграфическими данными, выявленных в пределах ареала этих западносибирских культур (Членова Н.Л., 1983; Молодин В.И., 1985; Бобров В.В., Михайлов Ю.И., 1989).

Проблема периодизации. Она логически взаимосвязана о проблемой хронологии и поэтому ее решение не менее эффективно на материалах АМР. Исследование памятников в окрестностях оз. Танай как и практика изучения АМР в отечественной археологии подтверждают этот тезис. Материалы Танайского микрорайона позволяют предложить следующую схему развития культур эпохи бронзы: большемысская, крохалевская, самусьская и кротовская, андроновская, корчажкинская, ирменская. Однако эта периодизация хотя и соответствует региональной, но более конкретна и отражает особенности культурно-исторического процесса в специфических физико-географичеоких условиях района, каким является Кузнецкая котловина. В частности, распространение на данной территории материалов большемысокой культуры и ирбинского типа позволяет предполагать их сосуществование в переходное время от неолита к эпохе бронзы; материалы кротовской культуры не представлены самостоятельными памятниками и, скорее всего, отражают процесс взаимодействия разнокультурного населения (решение проблемы культурных контактов на материалах АМР возможно в логике научного исследования от общего к частному).

Проблема культурной принадлежности и локальной специфики. Выделение археологических культур на материалах АМР, на мой взгляд, возможно в условиях начального этапа изучения конкретной эпохи или региона в целом. На уровне значительной степени исследования характеристика и диагностика культуры будет содержать локальную специфику, обусловленную географическим расположением АМР (контакт ландшафтных зон, особенности горной системы и др.). Наглядным примером является определение культурной принадлежности памятников Верхней Оби, содержащих «андроноидннй» комплекс.

Их относят к еловской, корчажкинской культурам и быстровскому этапу ирменской культуры. Более частным случаем, определяющим культурное своеобразие памятников АМР являются прямоугольные каменные ограды в андроновских и корчажкинских курганах, в могильнике Танай-I. Полагаю, что на источниковедческом уровне материалы АМР позволяют проследить многообразие проявления археологической культуры, за которым стоят исторические, экономические и экологические причины. Решение связанных с ними проблем целесообразно не на АМР, а на материалах ареала культуры.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Археология © 2014