Блаватский В.Д Необычная фигурка педагога

К содержанию 159-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

В 1891 г. в окрестностях Керчи, возле Аджимушкайской дороги, разрыли гробницу, в которой были найдены терракотовые односторонки, изображающие гибнущих Ниобид и Ниобидов 1. Среди этих односторонок имеется одна большая бородатая фигура 2 с крыльями за спиной, представленная в позе, выражающей сильную скорбь, — по-видимому, педагог (рис. 1).

Близкая, но не идентичная бородатая фигура 3 была найдена Д. В. Корейшей в 1832 г. при раскопках под Керчью на «протяжении горы Митридата» (рис. 2) 4. Там, в небольшом сводчатом склепе, был обнаружен саркофаг с многочисленными гипсовыми односторонками, изображающими гибель детей Ниобы, и среди них находилась эта бородатая фигура.

Время и место производства обеих серий односторонок надежно установлены. Как гипсовые, так и терракотовые односторонки были местными пантикапейскими изделиями I в. н. э. 5, скорее второй половины, чем первой.

Необходимо отметить необычность терракотовой бородатой фигуры с крыльями. Одетая в длинный хитон и гиматий бородатая мужская фигура с крыльями — отнюдь не обыденное явление в греческой иконографии. Обычно бородатым и крылатым изображали Борея 6, похищающего Орейфию (рис. 3). Но для этого бога одеждой, как правило, служил не длинный, а короткий хитон; иногда Борея представляли совершенно обнаженным 7. Помимо этих иконографических различий еще более важно то обстоятельство, что присутствие этого бога в мифе о гибели Ниобидов совершенно неуместно. Вполне возможно предположение Г. Г. Вульфиуса и С. А. Жебелева 8, что крылья у пантикапейской фигуры появились
в результате ошибки коропласта, принявшего за них капюшон кожаного плаща копируемого оригинала. Но это еще не решает вопроса во всей его полноте. Ведь нужно думать, что мастер-коропласт, изготовлявший украшения, найденные в 1891 г., должен был располагать хотя бы самыми элементарными сведениями 9

Рис. 1. Терракотовая односторонка, изображающая «педагога», найденная в некрополе Пантикапея в 1891 г.

Рис. 1. Терракотовая односторонка, изображающая «педагога», найденная в некрополе Пантикапея в 1891 г.

об изображаемом им мифе и установившейся его иконографии. В техническом отношении он был хорошо подготовлен: об этом свидетельствует добавленное им крыло над правым плечом.

Однако в фигуре «педагога» необычны не только крылья. Он одет в длинный, доходящий по пят хитон. Мужские длинные хитоны были в широком употреблении в VI в. до н. э. в Ионии, как об этом свидетельствуют милетские 10 и самосские 11 статуи, а равно и гомеровский гимн, посвященный Аполлону Делосскому 12, где упомянуты eXxeXix(i)ve<; 5Iaove?, т. е. ионяне, волочащие свои хитоны. У греков такие хитоны были довольно рано вытеснены дорийскими, доходившими до колен[ref]В Ликии они продолжали бытовать и в начале IV в. до н. э. См.: Collignon М. Geschichte der griechischen Plastik, I. Strassburg, 1897, S. 232—237, Fig. 107.[/ref]. У восточных варваров подобная одежда была в употреблении и в период империи[ref]Таковы изображения одежды воинов азиатского вспомогательного отряда на колонне Траяна. См.: Daremberg Ch., Saglio Edm. Dictionnaire des antiquites. Paris, 1873, p. 587, fig. 671 (Masquelez).[/ref]. Хотя педагоги нередко были варварами, однако их обычно изображали в греческой одежде. Далее, хитон бородатой фигуры подпоясан очень высоко — так носили пояса только женщины, а не мужчины. Наконец, едва ли не самое необычное — эта манера носить гиматий не как плащ, а как шаль: гиматий, перекинутый через левое плечо и протянутый за спиной, слегка прикрывает часть ноги и торса, а конец его переброшен на левую руку. Как показывают терракотовые статуэтки эллинистического времени, это типично женская манера носить гиматии, совершенно не свойственная мужчинам[ref]Kleiner G. Tanagrafiguren. Untersuchungen zur Hellenistischen Kunst und Geschichte. Berlin, 1942, S. 321, 323, Taf. 12, d; 37, b.[/ref]. Если удалить голову, правую руку, предмет над ней (капюшон) и крыло, то останется фигура совсем юной, только выходящей из отроческих лет Ниобиды, представленная в резком движении в сторону (рис. 4). В этом отношении пантикапейская односторонка почти повторяет (в зеркальном отражении) известную статую Ниобиды Киарамонти (рис. 5)[ref]Жебелев С. А. Пантикапейские Ниобиды, с. 31, рис. 39.[/ref]. На естественно возникающий вопрос, что могло вызвать соединение столь разнородных частей, ответить с уверенностью трудно. Можно только высказать более или менее вероятные предположения. Возможно, что коропласт работал в крайней спешке, вызванной потребностью отформовать все односторонки, чтобы поспеть к загрузке гончарной печи, или необходимостью в короткий срок выполнить заказ. Если в последний момент были частично повреждены нужные формы для оттискивания односторонок, то пришлось наспех соединять подходящую по величине голову с рукой и капюшоном педагога с фигурой юной Ниобиды; тогда же по недоразумению, отмеченному Г. Г. Вульфиусом и С. А. Жебелевым[ref]Там же, с. 13.[/ref], было добавлено ненужное крыло. [caption id="attachment_14633" align="aligncenter" width="728"]Рис. 2. Гипсовая односторонка, изображающая «педагога», найденная в некрополе Пантикапея в 1832 г. Рис. 3. Изображение Борея на вазе V в. до н. э. Рис. 2. Гипсовая односторонка, изображающая «педагога», найденная в некрополе Пантикапея в 1832 г. Рис. 3. Изображение Борея на вазе V в. до н. э.[/caption]

Рис. 4. Терракотовая односторонка, найденная в Пантикапее в 1891 г., фигурка девушки без добавленных коропластом головы, правой руки и крыла. Рис. 5. Статуя Ниобиды из собрания Киарамонти

Рис. 4. Терракотовая односторонка, найденная в Пантикапее в 1891 г., фигурка девушки без добавленных коропластом головы, правой руки и крыла. Рис. 5. Статуя Ниобиды из собрания Киарамонти

Рис. 6. Статуэтка из Феодосии, изобра¬жавшая девушку, переделанная коропластом в Силена

Рис. 6. Статуэтка из Феодосии, изобра¬жавшая девушку, переделанная коропластом в Силена

Такое противоестественное соединение девичьей фигуры с мужской бородатой головой в греческой коропластике отмечается не впервые.

В Берлинском Антиквариуме хранится одна терракотовая фигурка с головой девушки, которая переделана
коропластом в мужскую: решительный мастер, не задумываясь, приставил к ней бороду 13.

При такой работе случалось, что Эроту приходилось получить голову Ники 14. Еще более курьезной была фантазия коропласта, превратившего фигуру девушки в статуэтку Сатира или Силена 15. Воспользовавшись формой для фигуры коленопреклоненной девушки, играющей в кости или собирающей цветы, предприимчивый коропласт даже не счел нужным изменить очертания женской груди.

Увенчав эту фигуру головой Силена, мастер истыкал тело стекой, чтобы оно казалось покрытым косматой
шерстью (рис. 6) 16.

Уже давно было отмечено, что на некоторых терракотовых статуэтках, составленных из нескольких кусков, возможно совершенно случайное соединение различных гетерогенных частей. Поэтому крайне рискованно в этих разнородных фигурах пытаться найти какую-то глубокую символику 17. Сказанное в равной мере относится к терракотовым статуэткам с жанровыми сюжетами и с мифологической, а возможно, также с сакральной тематикой.

К числу подобных разнородных фигурок следует отнести рассматривавшуюся нами пантикапейскую односторонку, назначением которой было изображать педагога в сцене гибели детей Ниобы.

К содержанию 159-го выпуска Кратких сообщений Института археологии

Notes:

  1. ОАК за 1891 г., с. 30—33; Жебелев С. А. Паптикапейские Ниобиды. — МАР, № 24, 1901, с. 1 (V серия): Rostowzew М. Scythien und Bosporus. Berlin, 1931, S. 207.
  2. Жебелев С. А. Пантикапейские Ниобиды, с. 12, 13, № 20, табл. III.
  3. ДБК, II, с. 82, 83, табл. LXVII, 7; Жебелев С. А. Пантикапейские Ниобиды, с.1, 12, 13, № 20, рис. 18; Rostowzew М. Scythien und Bosporus, S. 207, 212.
  4. Ростовцев М. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1914, с. 138; Rostowzew М. Scythien und Bosporus, S. 212.
  5. Rostowzew M. Scythien und Bosporus, S. 207; Терракотовые статуэтки. Пантикапей. — САИ, вып. Г1-11, 1974, с. 14, 34, № 194—201, табл. 44, 45 (воспроизведены находки 1863 и 1868 гг. аналогичные односторонкам 1891 г. См.: Жебелев С. А. Пантикапейские Ниобиды, passim).
  6. Например, изображение Борея на лондонской ойнохое. См.: Sourvinou-Inwood С. Who was the teacher of the Pan painter? — JHS, XCV, 1975, p. 119, pi. XI, b Менео ясно изображение Борея на фикоронской цисте. См.: Pfuhl Е. Malerei und Zeichnung der Griechen, III. Miinchen, 1923, S. 253, 254, Abb. 628.
  7. Roscher W. H. Ausfiihrliches Lexikon der Griechischen und Romischen Mythologie, 1,1. Leipzig, 1884—1886, s. v. Boreas (Rapp), S. 806—813.
  8. Жебелев С. А. Пантикапейские Ниобиды, с. 13.
  9. Следует отметить, что расписавшие пантикапейские склепы художники, жившие в одно время или даже позже, чем изготовители односторонок, проявляли хорошее знакомство с эллинской мифологией или по меньшей мере с традиционной иконографией. См.: Ростовце о М. Античная декоративная живопись…, с. 231—233.
  10. Rodenwaldt G. Kunst der Antike. Berlin, 1927, Abb. 184. 185, S. 700.
  11. Enciclopedia dell’Arte Antica. Roma, 1965, p. 1097, fig. 1215, s. v. Samo (L. VI. Borelli).
  12. Horn, hymn ad Apoll. Del., v. 147.
  13. Koster Aug. Die griechischen Terrakotten. Berlin, 1926, S. 21.
  14. Daremberg Ch.. Saglio Edm. Dictionnaire des antiquites grecques et romaines, II, 1. Paris, 1893, s. v. Figlinum, Figlinum opus (P. Jamot), p. 1135.
  15. Ibid., p. 1135, n. 10.
  16. Winter Fr. Die Typen dep figurigen Terrakotten. II. Berlin—Stuttgart, 1903, Taf. 134, 3 (статуэтка из Афин, аналогия из Гермионы). М. М. Кобылина любезно сообщила мне о найденной в Феодосии в 1896 г. фрагментированной терракотовой статуэтке, очень близкой типу афинской фигурки «Силена». См.: Терракоты Северного Причерноморья. — САИ, вып. Г1-11, 1970, с. 79, 80, № 4, табл. 22, 3.
  17. Pettier Е. Les stattuettes de terre cuite dans l’Antiquites. Paris, 1890, p. 255.

В этот день:

  • Дни смерти
  • 1953 Умер Феликс Мари Абель — французский ученый, специалист по библейской археологии.

Метки

Свежие записи

Рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика