БИБЛИОГРАФИЯ

Подробную библиографию работ, посвященных зороастризму, читатель найдет в книге: R. С. Zаеhпег, The Dawn and Twilight of Zoroastrianism, London, 1961, стр. 339—348. Чтобы не повторять соответствующие данные, из библиографического обзора, приводимого ниже и содержащего перечень литературы к отдельным главам нашей книги, исключены исследования по зороастризму. Этот обзор включает в себя главным образом работы обоб¬щающего характера; упомянутые в примечаниях исследования, посвященные отдельным специальным вопросам, в обзоре, как правило, не повторяются. «Очерк истории древнего Ирана» М. М. Дьяконова (М., 1961) и «Иран при первых Ахеменидах» М. А. Дандамаева (М., 1963) стали известны автору уже после завершения работы над данной книгой.

К главе 1

Большинство обобщающих работ, посвященных Персии, содержит сведе¬ния о ландшафте страны и ее населении, однако сводного исследования по физической и этнической географии страны до сих пор нет. Лучшим геогра¬фическим справочником, хотя, к сожалению, не лишенным ошибок, является десятитомный персидский Фарханг-и джуграфийа-йи Я ран (абадйха), издан¬ный генералом *Алй Размара (Тегеран, 1940—1951). Из обобщающих работ по физической, экономической и политической географии страны лучшим, по-видимому, следует считать трехтомный персидский труд: Мае *уд Кейхан, Джуграфийа-йи муфассал-и Я ран (Тегеран, 1931—1932). Географические описания Ирана в сочинениях мусульманских авторов исследованы у G. Le Strange, The Lands of the Eastern Caliphate. Mesopotamia, Persia, and Central Asia from the Moslem conquest to the time of Timur, Cambridge, 1905; 2-е изд.— Cambridge, 1930, и у P. Schwarz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen (Teil I—IX, Leipzig — Zwickau, Stuttgart — Berlin, 1896—1936); обе эти работы полезны и как сводки данных по географии са-санидского Ирана **. Последнему вопросу специально посвящено исследова-
* [См. также: J. Duchesne-Guillemin, La religion de Пгап ancien, Paris, 1962 («Мапа». Introduction a l’histoire des religions. Tome premier: Les anciennes religions orientales, III); M. Mole, Culte, mythe et cosmologie dans I’lran ancien. Le probldme zoroastrien et la tradition mazdeenne, Paris, 1963 (Annales du Musee Guimet. Bibliotheque d’etudes, t. LXIX); G. Widengren, Die Religionen Irans, Stuttgart, 1965 (Die Religionen der Menschheit, hrsg. von Chr. M. Schroder, Bd 14) и указанную в этих работах литературу.]
** (См. также: В. В. Бартольд, Историко-географический обзор Ира- 354 на, СПб., 1903 (2-е, дополненное издание — В. В. Бартольд, Сочинения, ние: J. Markwart, A catalogue of the provincial capitals of Eranshahr (Pahlavi text, version and commentary), ed. by. G. Messina, Roma, 1931 (Ana¬
lecta Orientalia, 3), содержащее комментированный перевод среднеперсид¬ского текста. Работой сходного типа, но основанной на данных одного ар¬мянского географа, является книга того же автора: J. Marquart, EranSahr nach der Geographie des Ps. Moses Xorenac’i, Berlin, 1901 (AKGWG, N. F„ Bd III, №2).
Этнография Ирана в обобщающих работах представлена недостаточно полно. Наиболее обширным исследованием народов Ирана и Афганистана следует считать соответствующие разделы в книге: «Народы Передней
Азии». Под редакцией Н. А. Кислякова и А. И. Першица, М., 1957 (Народы
мира. Этнографические очерки под общей редакцией С. П. Толстова),
стр. 53—308.

Данные о литературе, посвященной стране и ее населению, см. также в библиографии к моей книге: Iran, London, 1960, стр. 108—109 *.

К главе 2

Фундаментальным трудом по индоевропейскому языкознанию остается пятитомная сравнительная грамматика К. Бругмана и Б. Дельбрюка (К. В г u g m a n n und В. D е 1 b г й с k, Grundriss der vergleichenden Gramma- tik der indogermanischen Sprachen, Bd I—V), написанная много лет тому на¬зад, выдержавшая несколько немецких изданий и переведенная на француз¬ский язык **. Многое в этой работе нуждается сейчас, несомненно, в пере¬смотре, однако до сих пор не создано обобщающего труда, который смог бы заменить ее. Сравнительный (этимологический) словарь всех индоевропейских языков был составлен А. Вальде и издан Ю. Покорным: A. Walde, Verglei т. VII, М., 1971); Hudiid al-‘Alam. ‘The Regions of the World’. A Persian Geography 372 A. H.—982 A. D. Transl. and explained by V. Minorsky, Lon¬don, 1937 (GMS NS., XI).]
* {Ср. библиографию в работе: В. В. Бартольд, Историко-географиче¬ский обзор Ирана (В. В. Бартольд, Сочинения, т. VII, М., 1971,
стр. 29—225). О литературе на русском языке см. также: «Библиография Ирана. Литература на русском языке (1917—1965 гг.)». Составитель
А. К. Сверчевская, под редакцией Н. А. Кузнецовой, М., 1967, стр. 35—48; «Библиография Афганистана. Литература на русском языке». Составитель Т. Н. Кухтина, М., 1965, стр. 25—50.]
** (На французский язык переведена более краткая работа К. Бругмана по сравнительной грамматике индоевропейских языков: К- Brugmann, Kurze vergleichende Grammatik der indogermanischen Sprachen, Strassburg,
1902—1904. Французский перевод: К- Brugmann, Abrege de grammaire comparee, Paris, 1905.] 355

chendes W5rterbuch der indogermanischen Sprachen, hrsg. von J. Рокоту, Bd I—II, Berlin, 1927—1932. ЭТОТ словарь позднее подвергся переработке: Л. Pokorny, Indogermanisches etymologisches Worterbuch (Bern — Wien, 1951—1959); разумеется, многие этимологии, предложенные в словаре, оспа¬риваются исследователями. Мы не имеем возможности перечислять очень важные исследования по индоевропейскому сравнительному языкознанию, принадлежащие А. Мейе, Э. Бенвенисту, Е. Куриловичу и многим другим ученым; подробную библиографию читатель может найти в таких журналах, как «Kratylos», «Indogermanisches Jahrbuch» и «Linguistic Bibliography» *. Хороший обзор работ о индоевропейском праязыке, прародине и культуре древнейших индоевропейцев содержится в статье: A. Scherer, Indogerma- nische Altertumskunde (seit 1940),— «Kratylos», vol. I, 1956.
Индоевропейцам на древнем Ближнем Востоке посвящено много иссле¬дований. Современное состояние этой проблемы хорошо изложено в докладе P. Т h i е m е, The ‘Aryan’ gods of the Mitanni treaties, опубликованном в 1960 г. (JAOS, vol. 80, № 4, 1960> стр. 301—317), но я смог ознакомиться с ним уже после завершения работы над книгой **.
К обширной библиографии исследований о Зороастре, приведенной в работе R. С. Z а е h n е г, The Dawn and Twilight of Zoroastrianism (см. вы¬ше), следует добавить книгу: W. Hinz, Zarathustra, Stuttgart, 1961, содер¬жащую новый перевод Гат ***.
Эпической литературе домусульманского Ирана и восточноиранским сказаниям посвящено много исследований. Хороший обзор древнеиранской литературы можно найти в работе: I. Gershevitch, Old Iranian Litera¬ture («Handbuch der Orientalistik», II. Abt.: Der Nahe und der Mittlere Osten, hrsg. von B. Spuler, Bd IV: Iranistik, 2. Abschn.: Literatur, Lief. 1, Leiden — Koln, 1968, стр. 1—30). Краткая сводка основных данных содержится в
* [См. также библиографические указания в книгах: А. Мейе, Введе¬ние в сравнительное изучение индоевропейских языков. Перевод Д. Кудряв- ского, переработанный и дополненный по седьмому французскому изданию А. Сухотиным. Под редакцией и с примечаниями P. Шор, М.—Л., 1938, стр. 472—487; А. В. Д е с н и ц к а я, Вопросы изучения родства индоевропей¬ских языков, М.—Л., 1955 (библиография в примечаниях); В. И. Абаев, Б. В. Горнунг, М. М. Гухман и П. С. Кузнецов, Вопросы методи¬ки сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков, М., 1956, стр. 308—319.]
** [См. также М. Mayrhofer, Die Indo-Arier im alten Vorderasien, Wiesbaden, 1960; A. Kammenhuber, Die Arier im Vorderen Orient, Heidel¬berg, 1968 (Indogermanische Bibliothek. Dritte Reihe: Untersuchungen); no истории иранских племен в IX—VIII вв. до н. э. см.: Э. А. Грантовский. Ранняя история иранских племен Передней Азии, М., 1970.]
*** (См. также работы, указанные в примечании к стр. 354, и I. Gershe¬vitch, Zoroaster’s own contribution,— JNES, vol. XXIII, 1964, стр. 12—38.]

статье: II. Ger she v itch, Iranian Literature,— «Literatures of the East», ed. by E. B. Ceadel, London, 1953*. Классическим исследованием «Шах-наме» Фирдоуси остается Th. No Id eke, Das iranische Nationalepos (GIPh, Bd II, стр. 130—211; 2. Aufl., Berlin — Leipzig, 1920). Дополнением к нему может служить небольшая по объему книга A. Christensen, Les Gestes des Rois dans les traditions de l’-Iran antique, Paris, 1936 (Universite de Paris. Conferences Ratanbai Katrak, III) **. Основные сведения о памятниках пехлевийской (книжной среднеперсидской) литературы приведены в книге: J. С. Т a v a d i a, Die mittelpersische Sprache und Literatur der Zarathustrier, Leipzig, 1956 (Iranische Texte und Hilfsbiicher, hrsg. von H. F. J. Junker, Nr. 2) ***.
Работа J. J u n g e, Saka-Studien. Der Feme Nordosten im Weltbild der Antike, Leipzig, 1939 («КНо», Beiheft XLI, N. F., H. 28) содержит полезный обзор древнего Северо-Восточного Ирана, но далеко не все выводы автора можно считать доказанными. Большой материал собран в обширных, хотя и устаревших ныне исследованиях: F. Spiegel, Eranische Altertumskunde, Bd I—III, Leipzig, 1871—1878; W. Geiger, Ostlranische Kultur im Alterthum, Erlangen, 1882.
Структуре общества Авесты посвящена статья: Е. Benveniste, Les classes sociales dans la tradition avestique,— JA, t. CCXXI, fasc. 1, 1932,
стр. 117—134. Книга A. A. Mazaheri, La famille iranienne aux temps ante- islamique (Paris, 1938) содержит богатый материал, но ею нужно пользо¬ваться с осторожностью. Советским ученым принадлежит много интересных исследований, посвященных древнеиранскому классовому обществу и рабо¬владению, см., в частности, несколько докладов на эти темы, прочитанных на XXV Международном конгрессе востоковедов (Москва, 1960) и опублико¬ванных в виде отдельных брошюр, а также в «Трудах» конгресса. Среди них особенно важны: У. А. Грантовский, Индо-иранские, касты у ски¬
* |См. также: И. С. Б р а г и н с к и й, Из истории таджикской народной поэзии. Элементы народно-поэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности, М., 1956; В. Б. Никитина,- Древнеиранская литература,— «Литература Древнего Востока», М., 1962, стр. 95—210;
О. К1 i m a, Dejiny avestske, staroperske a stfedoperske literatury,— «Dejiny perske a tadzicke literatury, za redakce J. iRypky», druhe vydani, Praha, 1963, стр. 1—53.]
** {См. также: 3 Q а ф а, Хамасе-сарайй dap ff ран, Тегеран, 1946;
M.-H. Османов, Своды иранского героического Эпоса («Хулай-наме» я «Шах-наме») как источники «Шах-наме» Фирдоуси,— УЗИВАН, XIX, 1958, стр. 153—189.]
*** {См. также: М. Во усе, Middle Persian Literature,— «Handbuch der Orientalistik», 1. Abt., Bd IV, 2. Abschn., Lief. 1, Leiden—Koln, 1968, стр. 31— 66 (указаны последние издания текстов).]

фов; М. А. Дандамаев, Чужеземные рабы в хозяйствах ахеменидских царей и их вельмож; В. О. Тюри н, Некоторые новые наблюдения над эламскими хозяйственными документами из Персеполя *.
К главе 3
Несмотря на многолетние раскопки французских археологов в Сузах, эламиты все еще остаются загадочным народом. Для истории Элама большое значение должны иметь исследования эламских памятников — ранних текстов- из района Суз, а также и более поздних документов, найденных в Персеполе, Тексты из Суз публикуются в трудах Французской археологической миссии в Сузах. Эламские таблички из персепольской сокровищницы изданы:
G. G. Cameron, Persepolis Treasury Tablets, Chicago, 1948 («Oriental Institute Publications», vol. 65) **; таблички, обнаруженные при раскопках крепостной стены Персеполя, публикует R. Т. Hallock в «Journal of Near Eastern Studies» ***. До завершения полной публикации и исследования этих текстов сохраняет свое значение очерк истории Элама в книге: G. G. Cam е- ron, History of Early Iran, Chicago, 1936 ****.
Среди многочисленных работ, посвященных истории Ассирии и Вавилон», отметим удобные для пользования очерки: Н. Schmokel, Geschichte des alten Vorderasien («Handbuch der Orientalistik», 1. Abt., Bd II: Keilsehriftfor- schung und alte Geschichte Vorderasiens, 3. Abschn., Leiden, 1957) и JR. Bo r- ger, Einleitung in die assyrischen Konigsinschriften («Handbuch der Orientali¬stik», 1. Abt., Erganzungsband 5: Keilschrifturkunden, 1. Abschn., Leiden — K51n, 1961). Книга Б. Б. Пиотровского «Ванское царство» (М., 1959) явля¬ется, по моему мнению, лучшей сводной работой по истории Урарту; наибо¬лее полное собрание урартских текстов представлено у Г. А. М е л и к и ш в и- л и, Урартские клинообразные надписи, 2-е изд., М., 1960 ***•*. О мидянах книга И. М. Дьяконова «История Мидии» (М.—Л., 1956) лучше, чем «История
* (О структуре общества древних иранцев в доахеменидский период см; также: И. М. Дьяконов, История Мидии. От древнейших времен до конца IV в. до н. э., М.— Л., 1956, стр. 175—193, 323—366; «История таджикского народа». Том I: с древнейших времен до V века н. э. Под ред. Б. Г. Гафу¬рова и Б. А. Литвинского, М., 1963, стр. 139—168, 504—514; А. Г. Периха- н я н, Агнатические группы в древнем Иране,— ВДИ, 1968, № 3, стр. 28—53.]
** |[См. также статьи: G. G. Cameron: Persepolis Treasury Tablets old and new,— JNES, vol. XVII, 1958, стр. 161—176; New Tablets from the Persepolis Treasury,—JNES, vol. XXIV, 1965, стр. 167—192.]
*** (См.: -JR. T. Hallock, Persepolis Fortification Tablets, Chicago, 1969.]
**** (Французский перевод: G. G. Cameron, Histoire de l’lran antique, Paris, 1937. По истории Элама см. также: W. Hinz, Das Reich Elam, Stutt¬gart, 1964; Ю. Б. Ю с и ф о в, Элам. Социально-экономическая история, М., 1968.}
***** (См. также: И. М. Дьяконов, Урартские письма и документы, М.—Л., 1963.]

Мидии» И. Алиева (Баку, 1960), хотя и в последней можно найти немало ■полезного. Особое значение имеет отчет о раскопках Тахт-и Сулейман: Н. Н. von der Osten und R. Naumann, Takht-i-Suleiman. Vorlau¬figer Bericht uber die Ausgrabungen 1959, Berlin, 1961 (Teheranen Forschun- gen, hrsg. vom Deutschen Archaologischen Institut. Abteilung Teheran. Bd I) *. Публикация результатов раскопок, которые ведет в Хасанлу экспе¬диция Пенсильванского Университета, должна многое прояснить в истории и культуре маннеев **. В связи с дискуссией по поводу некоторых спорных вопросов истории Мидии следует попутно отметить, что R. Labat в статье «Kastariti, Phraorte et les debuts de l’histoire m£de» (JA, t. CCXLIX, 1961, fasc. 1, стр. 1—12) подвергает сомнению правомерность отождествления Фраорта с Каштариту, тогда как Е. Cavaignac в статье «А propos du debut de l’histoire des Medes», опубликованной в следующем выпуске того же жур¬нала (JA, t. CCXLIX, 1961, fast 2, стр. 153—162), считает, что нет достаточ¬ных оснований отказываться от этого отождествления (так полагаю и я).
О магах наиболее важны: G. Messina, Der Ursprung der Magier und die zarathustrische Religion (Roma, 1930) и уточняющее эту работу исследо¬вание: Е. Benveniste, Les Mages dans l’ancien Iran (Paris, 1938). Этимо¬логия слова «маг» (magu-) до сих пор не может считаться установленной и вряд ли объяснима на почве индоевропейского ***.
Структура и система управления ахеменидской державы рассмотрены в работе: М. Ehtecham, L’lran sous les Achemenides, Fribourg, 1946. Новое издание и перевод древнеперсидских клинообразных надписей подготавливает в настоящее время Е. Benveniste для серии «Corpus inscriptionum iranica- rum». До тех пор пока эта работа не будет опубликована, сохраняет свое
* |[См. также: R. N a u m a n n, W. К1 е i s s, С. N у 1 a n d е г, L. G е z е- 3 i и s, Takht-i-Suleiman und Zendan-i-Suleiman. Vorlaufiger Bericht fiber die Grabungen im Jahre 1962,— AA, 1964, H. 1, стр. 1—76; R. Naumann,
D. Huff, W. Kleiss, R. M. Boehmer, H. Wiegartz, Takht-i-Sulei-
man und Zendan-i-Suleiman. Vorlaufiger Bericht fiber die Ausgrabungen in den Jahren 1963 und 1964,— AA, 1965, H. 4, стр. 619—799; R. M. Boehmer, Forschungen am Zendan-i-Suleiman in Persisch-Aserbeidschan,— AA, 1967, H. 4, стр. 573—584, D. Huff, Takht-i-Suleiman,— «Iran», vol. VII, London, 1969, стр. 192—193.]
** (CM.: R. H. Dyson, Hasanlu and Early Iran,— «Archaeology», vol. 13, pt 2, 1960, стр. 118—129; T. Cuyler Young, A comparative ceramic chro¬nology for Western Iran, 1500—500 В. C.,— «Iran», vol. Ill, London, 1965,
стр. 53—85; R. H. Dyson, Problems on Protohistoric Iran as seen from Hasanlu,—JNES, vol. XXIV, 1965, № 3, стр. 193—217; R. H. Dyson, The Archaeological Evidence of the second millennium В. C. on the Persian Pla¬teau,— «The Cambridge Ancient History», Revised edition, vol. II, ch. XVI, Cambridge, 1968.]
*** [Ср.: М. M a у r h о f e r, Kurzgefasstes etymologisches Worterbuch des Altindischen, Bd II, Heidelberg, 1963, стр. 545—546.]

значение книга: R. G. Kent, Old Persian. Grammar. Texts. Lexicon. New Haven, 1950 (American Oriental Series, vol. 33; 2nd ed.— 1953). Некоторые добавления к этой работе (несколько новых восстановлений, а также ана¬лиз древнеперсидской лексики, засвидетельствованной в арамейском) содер¬жится в глоссарии, который составил М. Mayrhofer, см.: W. Brandenstein, Antiguo Persa. Gramatica, inscripciones… con un lexico etimologico por M. Mayrhofer, Madrid, 1958*. Для анализа древнеиранских титулов, засви¬детельствованных в клинописных текстах (прежде всего в аккадских), важна книга: W. IE i 1 е г s, Iranische Beamtennamen in der keilschriftlichen Uberliefe- rung, Teil I, Leipzig, 1940 («Abhandlungen fiir die Kunde des Morgenlandes», Bd 25, № 5) **. Очень важны для изучения истории ахеменидской державы раскопки Персеполя, проводившиеся под руководством Э. Шмидта (Чикаг¬ский университет). Результаты этих работ публикуются, два тома уже изда¬ны: Е. F. Schmidt, Persepolis, I. Structures. Reliefs. Inscriptions, Chicago, 1953 (Oriental Institute Publications, vol. 68); Persepolis, II. Contents of the Treasury and Other Discoveries, Chicago, 1957 (Oriental Institute Publications, vol. 69) ***.
Попутно отмечу, что Платон (Leg., Ill, 694—695), говоря о государст¬венном управлении при Ахеменидах, излагает, по-видимому, распространен¬ную версию о смерти Камбиза и последующих событиях, согласно которой евнух (Смердис) и мидяне захватили власть у персов, но Дарий победил их и восстановил персидскую державу ****.
* (См. также: W. Brandenstein, М. Mayrhofer, Handbuch des Altpersischen, Wiesbaden, 1964. Исследования по древнеперсидским надписям, опубликованные после 1964 г., указаны в статье: М. Mayrhofer, Das
Altpersische seit 1964,— «W. В. Henning Memorial Volume», London, 1970, стр. 276—298.]
** (См. также: E. Benveniste, Titres et noms propres en iranien ancien, Paris, 1966 (Travaux de l’Institut d’etudes iraniennes de l’Universite de Paris, ‘)•]
*** (О раскопках в Персеполе и продолжающейся дискуссии по поводу ха¬рактера этого ахеменидского города см.: W. Lentz, W. Schlosser, Perse¬polis— ain Beitrag zur Funktionsbestimmung,—ZDMG, Supplement I: XVII. Deutscher Orientalistentag, Vortrage, Teil 3, Wiesbaden, 1969, стр. 957—983 (библиография — стр. 978—981).]
**** [Из числа новых работ по истории государства Ахеменидов, опублико¬ванных в последние годы, отметим следующие: Е. Herzfeld, The Persian Empire. Studies in Geography and Ethnography of the Ancient Near East, Wiesbaden, 1968 (исследование по этнографии и исторической географии с учетом данных Авесты и других иранских текстов, клинописных, античных и раннемусульманских источников); G. Walser, Die Volkerschaften auf den Reliefs von Persepolis, Berlin, 1966 (детальный анализ скульптурных изобра¬жений представителей народов ахеменидской державы на персепольских рельефах); Fischer Weltgeschichte. Bd 5. Griechen und Perser, Frankfurt am 360 Main, 1965 (обстоятельный обзор греко-персидских отношений; история

К главе 4
Изменения в идеологии и политической жизни стран Ближнего Востока, вызванные последствиями завоеваний Александра Македонского, рассмотрены в недавней, рассчитанной не только на специалистов книге: S. К. Е d d у, The King is dead. Studies in Near Eastern resistance to Hellenism (Lincoln, Nebraska, 1961). Образцовыми по истории Селевкидов остаются труды, ко-торые цитируются в примечаниях к этой главе: Е. В е v a n, The House of Seleucus, vol. ‘I—ill, London, 1902; A. Bouche-Leclercq, Histoire des Seleucides, Paris, 1913; E. Bikerman, Les institutions des Seleucides, Pa¬ris, 1938 (Bibliotheque archeologique et historique, t. XXVI). Общие работы по эллинизму В. В. Тарна (W. W. Tarn, Hellenistic military and naval deve¬lopments, .Cambridge, 1930; Hellenistic ‘Civilisation, London, 1941, 3rd ed.— London, ‘1952 *; The Greeks in Bactria and dndia, Cambridge, 1938, 2nd ed.— 1951), М. И. Ростовцева (M. Rostovtzeff, The Social and Economic History of the Hellenistic World, vol. I—’I’Ll, Oxford, 1941, 2nd ed.—1953),
П. Ж у г e (P. J о u g u e t, L’imperialisme macedonien et l’hellenisation de I’Orient, Paris, 1926) и Эдуарда Мейера (Ed. Meyer, Die Bliite und Nieder- gang des Hellenismus in Asien, Berlin, 1925) хорошо известны, они остаются ■полезными для характеристики всего Ближнего Востока в эллинистический период **. Франц Альтхейм, очень плодовитый автор, посвятил несколько интересных работ этому периоду.
Египта, Сирии и Месопотамии в ахеменидское время); «Ancient Mesopotamia. Socio-Economic History», Moscow, 1969 (разделы, посвященные истории, экономике и праву Вавилонии ахеменидского и селевкидского периодов). Очерк культуры Вавилонии при Ахеменидах, Аршакидах и Селевкидах:
Н. К1 е n g е 1, Babylon zur Zeit der Perser, Griechen und Parther,— «Staatli- che Museen zu Berlin. Forschungen und Berichte», Bd 5, 1962, стр. 40—53. Очерк истории египетского общества при Ахеменидах (с подробной библио¬графией): Е. Bresciani, La satrapia d’Egitto,— «Studi Classica e Orienta- li», vol. VII, 1958, стр. 132—188. О народах Средней Азии, Северного При-черноморья и Закавказья при Ахеменидах см.: В. В. Струве, Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии, Л., 1968.
О памятниках искусства и архитектуры ахеменидской державы см.:
R. Ghirshman, Perse. Proto-iraniens, Medes, Achemenides, Paris, 1963;
E. P or ad a, Ancient Iran. The art of pre-islamic times, London, 1965.]
* (Русский перевод: В. T a p н, Эллинистическая цивилизация, М., 1949.]
** (Об эллинизме см. также: А. Н. М. J о n е s, The Greek city from Alexander to Justinian, Oxford, 1940; G. G1 о t z, P. Roussel, R. Cohen, Alexandre et l’hellenisation du monde antique, Paris, 1945; T. Zawadzki,
Z zagadnien struktury agrarno-spolecznej krajow maloazjatyckich w epoce hellenizmu, Poznan, 1952 (Труды Исторической комиссии Познанского това¬рищества друзей науки, т. XVI, № 3); А. Б. Р а н о в и ч, Эллинизм и его историческая роль, М.—Л., 1950; J. М. Cook, The Greeks in the East, Lon- 361
10 _ ATflzl

«Внешний Иран» изучался многими учеными. Число публикаций трудоа советских исследователей, посвященных грекам Южной России и их сосе¬дям, стремительно растет, так что здесь нет возможности дать их перечень *. Среди последних работ в этой области на западноевропейских языках сле¬дует отметить; о Южной России — М. Gimbutas, The prehistory of Eastern Europe, vol. I—II, Cambridge, Massachusetts, 1956—1962; о скифском искусстве — популярную книгу Т. Т. Rice, The Scythians, London, 1957. Археологии степей Востока и горного Алтая посвящено интересное исследо¬вание: К. Jett mar, The Altai before the Turks,— «Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities», № 23, Stockholm, 1951, стр. 135—223 **.
Правители Греко-Бактрии известны прежде всего по их монетам, так что каталоги собраний этих монет являются полезными источниками: каталог коллекции Британского музея — P. Gardner, The Coins of the Greek and Scythic Kings of Bactxia and India, London, 1886; Калькуттского музея — V. A. Smith, Catalogue of Coins in the Indian Museum, Calcutta, vol. I, Oxford, 1906; Пенджабского музея (Лахор)—R. В. Whitehead, Catalogue of Coins in the Panjab Museum, Lahore, vol. I: Indo-Greek Coins, Oxford, 1914***. Можно пользоваться, хотя и с осторожностью, общим обзором монет домусульманского Ближнего Востока, составленным Ж- де Морганом (J. de Morgan, Manuel de numismatique orientale de l’antiquite et du moyen-age, t. I, Paris, 1923—1936).
По куша некому искусству хорошей сводкой является книга: J. М. Rosen- field, The Dynastic Arts of the Kushans (Berkley and Los Angeles, 1967), в которой суммированы и основные сведения о культуре и цивилизации Кушанского царства ***♦.
don, 1962; A. J. Toynbee Hellenism. The history of a civilization, London, 1959; C. Schneider, Kulturgeschichte des Hellenismus. Bd I—XI, Miinchen, 1967.]
‘(Библиографию работ, опубликованных до 1962 г., см.: А. И. Ворон¬ков, Древняя Греция и Древний Рим. Библиографический указатель изда¬ний, вышедших в СССР (1895—1959 гг.), М., 1961, стр. 53—58, 277—296, 307, 437, 457—462, 469—470; Советская археологическая литература. Библиогра¬фия 1958—1962, Л., 1969, стр. 127—139.]
** [См. также: К. J е 11 m а г, Mittelasien und Sibirien in vortiirkischer Zeit,—«Handbuch der Orientalistik», 1, Abt., V. Bd: Altaistik, 5. Abschn.: Geschichte Mittelasien, Leiden — Koln, 1966, стр. 1—105 (библиография работ на русском языке — стр. 91—100, на западноевропейских языках —стр. 100—105).]
*** [См. также: А. N. L a h i г i, Corpus of Indo-Greek Coins, Calcutta, 1965.]
**** [О памятниках кушанского искусства см. также: Г. А. Пугаченко- в а, Халчаян. К проблеме художественной культуры Северной Бактрии, Таш¬кент, 1966. Вопросы истории, культуры и искусства кушан в последние годы разрабатывались многими исследователями и были предметом обсуждения на

К главе 5
О парфянах и сейчас известно весьма немногое, так что сводные работы, посвященные истории Парфянского царства, в том числе лучшая из них — книга: N. С. Debevoise, A Political history of Parthia (Chicago, 1938), да¬леки от совершенства. Войны Рима с Парфией служили предметом многих исследований, но события, происходившие в самом Парфянском царстве, в этих работах освещаются очень скупо *. Для реконструкции истории родины парфян большое значение имеют материалы, открытые в результате раскопок советских археологов на городищах Нисы. Раскопки Дура-Эвропос, Хатры и Ашшура в Месопотамии, на западной окраине Парфянского царства, важны я для истории самих парфян, поскольку эти раскопки позволяют составить представление о жизни и быте подданных и союзников Аршакидов **.
Лучший обзор парфянских и среднеперсидских надписей, содержащий также анализ лингвистических данных, можно найти в работе: W. В. Неп- n i n g, Mitteliranisch,—- «Handbuch der Orientalistik», 1. Abt., IV. Bd: Irani- stik, 1. Abschn.: Linguistik, Leiden — Koln, 1958, стр. 20—130***. Из каталогов
двух международных конференциях: в Лондоне (апрель 1960 г.; см.: Papers of the date of Kaniska, ed. by A. L. Basham, Leiden, 1968), и в Душанбе (сентябрь 1968 г.; полная публикация материалов этой конференции подго¬тавливается). Библиографию работ советских ученых см.: Б. Я- Стави-ский, Б. И. Вайнберг, Н. Г. Горбунова, Э. А. Новгородова, Советская археология Средней Азии и кушанская проблема, 1—2, М., 1968.]
* (По истории Парфии см. также: М. Е. Массон, Народы и области южной части Туркменистана в составе Парфянского государства,— «Труды ЮТАКЭ», т. V, Ашхабад, 1955, стр. 7—70; М. М. Дьяконов, Очерк исто¬рии древнего Ирана, М., 1961, стр. 179—253, 387—396; А. Г. Бокщанин, Парфия и Рим, ч. 1: Возникновение системы политического, дуализма в Передней Азии, М., 1960; ч. II: (Система политического дуализма в Передней Азии, М., 1966; К.-Н. Ziegler, Die Beziehungen zwischen Rom und dem Partherreich, Wiesbaden, 1964; M. A. R. С о 11 e d g e, The Parthians, New York,
.1967 («Ancient Peoples and Places», vol. 29).]
** (О культуре и искусстве Парфянского царства см. также: R. G h i г s h- man, Iran. Parthes et Sassanides, Paris, 1962; Г. А. Кошеленко, Культу¬ра Парфии, М., 1966; W. G. Lukonin, Persien II, Genf., 1967, и указанную в этих работах литературу.]
*** [В последние годы открыто и опубликовано еще несколько среднепер¬сидских надписей. Наиболее важные работы о них см.: J. P. de М е n a s с ev L’inscription funeraire pehlevie d’lstanbul,— «Iranica Antiqua», vol. VII, 1967, стр. 59—76; H. S. N у b e r g, L’inscription pehlevie d’lstanbul,— «Byzantion», t. 38, 1968, стр. 112—122; J. Harmatta, Byzantino-Iranica,—AAASH, t.XVII, fasc. 1—2, 1969, стр. 255—276; G. Gropp, Die sasanidische Inschrift von Mishkinshahr,— AMI, N. F„ Bd 1, Berlin, 1968, стр. 149—158; H. S. Nyberg,
The Pahlavi inscription at Mishkin,— BSOAS, vol. XXXIII, pt 1, 1970, 363
12’

парфянских монет лучшим, по-видимому, следует считать: Sammlung Petro- wicz. Arsakiden Munzen, Vienna, 1904. Описание монет мелких династов—
G. F. Hill, Catalogue of the Greek Coins of Arabia, Mesopotamia, and Persia, London, 1922.
К главе в
Основным трудом о сасанидском Иране остается: A. Christensen, L’lran sous les Sasanides, 2. ed., Copenhagen, 1944; его дополняют многочис¬ленные работы того же автора, посвященные отдельным проблемам *. Пере¬вод соответствующих разделов хроники ат-Табарй, опубликованный Т. Нёльдеке в 1879 г. (Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasani- den. Aus der arabischen Chronik des Tabari fibers., und mit ausfiihrlicher Erlauterungen und Erganzungen versehn von Th. Noldeke, Leyden, 1879), также остается классическим трудом в этой области. Обзор сасанидского искусства содержит книга: К. Erdmann, Die Kunst Irans zur Zeit der Sasaniden, Ber¬lin, 1943. Сводку данных об археологии домусульманского Ирана можно найти в полезном справочнике: L. Vanden Berghe, Archeologie de l’lran ancien, Leiden, 1959 (2. ed.—1966), где приведены сведения о городищах и других памятниках **.
Лучший, по моему мнению, очерк истории манихейства содержит книга
H. -С h. Р и е с h, Le manicheisme, Paris, 1949 (Musee Guimet. Bibliotheque de¬diffusion, t. LV1) ***. Основная литература о сасанидском зороастризме ука¬зана в работах: R. С. Z а е h n е г, Zurvan. A Zoroastrian Dilemma, Oxford, 1955, стр. 455—458; The Dawn and Twilight of Zoroastrianism, London, 1961, стр. 339—348 ****.
стр. 144—153; R. N. Frye, Funerary inscriptions in Pahlavi from Fars,— «W. B. Henning Memorial Volume», London, 1970, стр. 152—156; В. Г. Луко¬нин, Среднеперсидские надписи из Кара-тепе,— «Буддийские пещеры Кара- тепе в Старом Термезе», М., 1969, стр. 40—46.]
* (Библиографию работ А. Кристенсена см.: К. Barr, Arthur Christen¬sen,— «Oversight over Det. Kgl. Danske Videnskabernes Selskabs. Virksomhed 1945—46», Kobenhavn, 1946, стр. 19—37.]
** (По истории, культуре и искусству сасанидского Ирана см. еще работы:
Н. В. Пигулевская, Византия и Иран на рубеже VI и VII веков, М.—Л., 1946; ее же, Города Ирана в раннем средневековье, М.—Л., 1956, а также; М. М. Дьяконов, Очерк истории древнего Ирана, М., 1961, стр. 255—336, 397—415; В. Г. Луконин, Иран в эпоху первых Сасанидов, Л., 1961; его же, Культура сасанидского Ирана, М., 1969, и литературу, указанную выше, стр. 363, прим. **.].
*** (См. также: G. Widengren, Mani und der Manichaismus, Stuttgart, 1961 (Urb’an-Biicher. Die wissenschaftliche Taschenbuchreihe hrsg. von Fr. Ernst, 57).]
**** (Ср. выше, стр. 354, прим. *.].

К главе 7
Основным справочником по Ирану в раннеисламское время, содержащим весьма обширную библиографию, может служить книга: В. S р u 1 е г, Iran in friih-islamischer Zeit. Politik, Kultur, Verwaltung und offentliches Leben zwischen der arabischen und der seldschukischen Eroberung. 633 bis 1055, Wiesbaden, 1952 (Akademie der Wissenschaften und der Literatur, Mainz. Veroffentlichungen der Orientalischen Komission, Bd II). Полезным н в на¬стоящее время остается обзор персидско-арабских взаимовлияний, особенно и литературе, содержащийся у Е. G. Browne, A Literary History of Per¬sia, vol. !I, From the Earliest Times until Firdawsi Cambridge, 1902. Анализ различных ересей и сект в Иране в раннеисламский период можно найти в книге:G. Н. Sadighi, Les mouvements religieux iraniens au IIе et au IIIе siecle de l’hegire, Paris, 1938.
О литературной деятельности зороастрийцев в IX в. см.: Н. W. Bailey, Zoroastrian Problems in the Ninth-Century Books, Oxford, 1943, где главное внимание уделено филологическим проблемам, и J. P. dе Menasce, Skand- Gumanik Vicar. Texte pazand-pehlevi transcrit, traduit et commente, Fribourg, 1945— издание и перевод апологетического текста, а также анализ религиоз¬ных проблем.
Из числа журналов, в которых публикуются исследования по темам, затронутым в нашей книге, отметим следующие, издаваемые различными востоковедными и историческими обществами и институтами: «Bulletin of the School of Oriental and African Studies» (University of London); «Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland» (London); «Вестник древней истории» (Москва); «Indo-Iranian Journal» (Hague); «Iranica Anti¬que» (Leiden); «Iran. Journal of the British Institute of Persian Studies» (London); «Journal asiatique» (Paris); «Zeitschrift der Deutschen Morgenlan- dischen Gesellschaft» (Leipzig — Wiesbaden). Важна также довольно много¬численная периодика по искусству Востока и журналы по лингвистике и филологии.

Генеалогия Ахеменидов

Генеалогия Ахеменидов

1 По Р. Кенту (R. Kent, Old Persian, стр. 158), с уточнением дат.
2 Введение в родословную Кира I в качестве его деда и отца еще одного Теиспа и еще одного Кира может показаться необходимым с точки зрения хронологии, однако свидетельств о их существовании нет, ср. Cavaignac, JA, t. CCXXXIX, 1951, стр. 364.
* Называние ребенка именем деда известно и у других индоевропейских народов.

Примерная генеалогическая таблица аршакидских царей.

Примерная генеалогическая таблица аршакидских царей.

* Вертикальные сплошные линии обозначают наследование от отца к сыну, горизонтальные пунктирные соединяют имена родных или сводных братьев.

Династия Сасанидов.

Династия Сасанидов.

1 Звездочка перед именем указывает на то, что данное лицо засвидетель¬ствовано в надписи Шапура I на «Ка’бе Зороастра’’ (§KZ). Знак X указывает на супругов. Родак можно, вероятно, сопоставить с именем Рудййб в «Шах-наме» Фирдоуси (калькуттское изд., I, 1365), где Рудййб выступает как патроним Папака. Не исключено, однако, что Рудййб употреблено здесь как имя нарицательное в значении «опечаленный, расстроенный”.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 13.05.2016 — 21:29

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика