С.Н. Бибиков — Дотрипольское поселение Лука-Врублевецкая

К содержанию 21-го выпуска Кратких сообщений ИИМК

Материалы, собранные в течение 1945—1946 гг., при раскопках поселения в Луке-Врублевецкой на Днестре, дают основание пересмотреть ряд существенных положений в связи с изучением памятников трипольской культуры.

[adsense]

1. Относительная датировка поселения Лука-Врублевецкая.

а) Поселение Лука-Врублевецкая расположено под 1.5—2-метровой толщей суглинка первой надпойменной террасы, т. е. в совершенно необычных для трипольского возраста местонахождениях. В этом отношении поселение Луки-Врублевецкой можно сопоставить с известными поселениями Извоар, Гигаешти и Брага — остатками культуры дотрипольского возраста.

б) Сопоставление с Извоаром I дает все основания синхронизировать с ним находки из Луки-Врублевецкой. Абсолютно ясное стратиграфическое расчленение комплексов в Извоаре, где находки из нижнего слоя принадлежат к дорасписной стадии и по орнаментике керамики совпадают с орнаментальными мотивами на керамике из Луки-Врублевецкой, наглядно подтверждает эту общность культур. Извоар, имея два слоя, как бы контролирует положение материалов из Луки-Врублевецкой в стратиграфической колонке раннеземледельческих поселений Украины.

В орнаментике керамики из Луки-Врублевецкой, исключительно разнообразной по своим построениям, основным приемом нанесения орнамента остается использование прочерченных линий в сочетании с ямками и гребенчатыми оттисками. Спираль составляет редкое исключение. На многие тысячи черепков найдено 4—5 фрагментов керамики со спиралью и отмечены 1—2 случая использования ее в пластике.

в) Общее сопоставление форм домостроительства Триполья и домов полуземляночного типа в Луке-Врублевецкой показывает их глубокое различие. В поселениях типа Лука-Врублевецкая нет знаменитых, так называемых «глиняных площадок».

г) Трипольская пластика тоже имеет свои существенные отличия от пластики памятников типа Лука-Врублевецкая, Гигаешти, Извоар и др.

Однако ряд компонентов из названных дотрипольских памятников мы встречаем в раннетрипольских поселениях. Материалы из Борисовки, Сабатиновки, Попов-Города, Саврани, может быть Печёры, Пьянишниково и др. заключают вполне аналогичные черты с дотрипольскими памятниками. Следует прежде всего отметить прочерченную керамику, отмеченную во
множестве в этих раннетрипольских поселениях наряду с расписной керамикой (рис. 20).

Поселение типа Лука-Врублевецкая не может быть одновременным с трипольскими памятниками. Этому противоречит: стратиграфическое положение слоя с расписной керамикой над слоем с прочерченной керамикой в Извоаре, трудно допустить, чтобы расположенные вблизи такие мощные очаги Триполья с полихромной керамикой, как Дарабаны, Кадиевцы и ряд других, еще ближе расположенных (в 1—2 км), не оказали бы своего влияния на культуру типа Луки-Врублевецкой, если бы они были одновременны с ней.

Рис. 20. Керамика дотрипольского поселения Лука-Врублевецкая

Рис. 20. Керамика дотрипольского поселения Лука-Врублевецкая

Поселение в Луке-Врублевецкой не одновременно с поздним Трипольем и не позже его. Опять-таки очень мощные очаги позднего Триполья с его характерной монохромной керамикой, или вообще без росписи, с желобчатой орнаментацией находятся тут же рядом с Лукой-Врублевецкой, однако никаких признаков присутствия поздних черт керамика из Луки- Врублевецкой не несет. Вообще позднетрипольские комплексы слишком своеобразны, чтобы сравнивать их с материалами из Луки-Врублевецкой.

Таким образом, можно установить, что поселение в Луке-Врублевецкой предшествует возникновению собственно Триполья и представляет собой тот древнейший пласт, из которого развилась в дальнейшем трипольская культура, возможно, впитав в себя и компоненты, идущие еще и из культуры линейно-ленточной керамики.

Рис. 21. Терракоты дотрипольского поселения

Рис. 21. Терракоты дотрипольского поселения

2. Хозяйственный уклад носителей дотрипольской культуры типа Луки-Врублевецкой.

Собранные материалы, с одной стороны, говорят за широкое использование земледелия — мотыги, зернотерки, наконечники мотыг из сланца и, наконец, остатки проса дают бесспорное подтверждение наличия земледелия. С другой стороны, очень большое количество костей животных дает представление и о роли животноводства. Быки, овцы или козы, свиньи составляли, видимо, значительные стада. Относительно одомашенной лошади вопрос остается пока открытым. Во всяком случае, кости лошади встречены в Луке-Врублевецкой.

Рыболовство, если судить по частым находкам костей рыб, в том числе и крупных, имело свое значение в хозяйстве человека.

Очень своеобразную группу находок в Луке-Врублевецкой составляют глиняные терракоты (рис. 21). Найдено их свыше 120. Они изображают женщин и мужчин в сидячем, полусидячем и прямом положениях. Многие статуэтки имеют свои индивидуальные признаки; они различаются по своему оформлению: в одних случаях объемные пропорции тела передаются реалистично, в других — в очень схематических чертах. По своей композиции, стилю орнаментации, стеатопигическим признакам некоторые врублевецкие статуэтки напоминают пластические фигурки типа Кукутени.

Обращает на себя внимание факт фрагментарности почти всех статуэток. Его нельзя не поставить в связь с наблюдениями на других поселениях Юго-Восточной Европы и Украины. Так, например, в Бутмире почти на сотню статуэток найдено целыми 6—7 маленьких стилизованных фигурок. В опубликованных Васичем терракотах (Предисторическая Винча III) из Винчи на 427 пластических фигурок людей целых обнаружено около 27 и 19 составленных из фрагментов. На Украине, например, в Грушевцах найдено 45 фрагментов, в Сушкивке 29, Кадиевцах 18, в Желудовке 7 и т. д.

Мы склонны предположить, что статуэтки уничтожались преднамеренно, и это явление отвечало первобытно-религиозным воззрениям. Культ этот в позднейшей идее умирающего и воскресающего бога в пережиточной форме дошел до современности у ряда народов. Женские статуэтки отнюдь не были божества, они изготовлялись в массовом количестве, имели различную семантику, и изготовление их приурочивалось, видимо, к каким-то определенным событиям. Может быть, это были весенние празднества, связанные с началом плодородия, по прошествии которых надобность в фигурках отпадала, и они либо предавались забвению, либо уничтожались.

В разрешении семантики отдельных групп статуэток поможет изучение культа онгонов, сохранившего наиболее древние реликты первобытного мышления.

Итак, изображение женщин не отражает матриархально-родового строя организации дотрипольского общества, которое прошло уже эту стадию. Образ женщины воспроизводится в пластике за тем видом занятий, который соответствовал ее положению в обществе (находки в Сушкове, Чичеркозовке, Попудне и в бывш. Балтском уезде).

Обращаясь к совокупности фактов, мы можем поставить вопрос о пересмотре установившегося взгляда на матриархально-родовой строй трипольского общества.

а) Как нами было отмечено, уже в дотрипольскую эпоху животноводство в хозяйственном укладе приобрело большее значение. Вместе с продуктами рыболовства органическая пища заняла весьма серьезное место в пище древнего человека. Животноводство и рыболовство были связаны в основном с трудом мужчин.

б) Земледелие тоже способствовало выдвижению мужчин на передний план экономической жизни общества, во всяком случае на первых циклах подготовки и обработки почвы, как это и наблюдается у некоторых современных народов (например, папуасы Новой Гвинеи).

в) Накопление родовых богатств и охрана их от посягательств враждебных племен тоже выдвигало мужчину на роль защитника родовых ценностей (скота, зерна, предметов обихода). Напомним в связи с этим находку боевого шестигранного молота в Луке-Врублевецкой. Находки боевых топоров имели место в ряде трипольских местонахождений, однако топоры эти вызывали сомнение слишком общими чертами их с обычными топорами. Тем не менее присутствие их констатировано Е. Ю. Кричевскнм в ряде поселений.

[adsense]

г) Приведенная выше интерпретация женских статуэток тоже говорит не в пользу матриархально-родовых отношений в трипольском обществе.

д) Развитие животноводства, охоты и рыболовства, вместе с земледелием в хозяйственном укладе раннеземледельческих племен Днестровско-Дунайского круга приблизило мужчину к основным хозяйственным источникам жизни, что повлекло за собой и изменение его общественного положения в направлении утверждения патриархальных начал.

В этот день:

Нет событий

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014