Архитектура

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

Особенностью, античной архитектуры являются ордерные сооружения. Это нашло отражение и в архитектуре общественных и культовых построек Северного Причерноморья. Древнейшими ордерами были дорийский и ионийский. В конце V в. до н. э. был создан коринфский ордер, а в первом веке римлянами изобретен композитный — сочетающий черты ионийского и коринфского. Они различались капителями и антаблементом. С древнейшего периода в городах сооружались различного типа общественные здания и прежде всего храмьт. Сохранившиеся детали позволяют считать, что уже в IV в. до н. э. были известны два типа храмов — храм в антах (Ольвия) и храм-периптер (Пантикапей). Тип храма в антах надолго сохранился в архитектуре: в святилище Деметры IV в. до н. э. в Нимфее (Худяк М. М., 1952, с. 241), святилище Деметры IV в. до н. э. близ Фанагории на горе Блевака (Марченко И. Д., 1962б, с. 121—133; 1963, рис. 32), в святилище Афродиты в Кепах II в. до н.э. (Сокольский Н. И., 1964б, с. 101—102, рис. 1). Особенностью греческих ордерных сооружений является целостность — гармоническое соответствие между всеми частями ордера, связанными определенными числовыми отношениями. В. Д. Блаватский на основании формы и размеров найденных в Керчи фрагмента ионийского архитрава и базы колонны предположил наличие шестиколонного фасада и монументального храма типа периптера конца VI в. до н. э. примерно размером 20X40 м при высоте 10 м (Блаватский В. Д., 1953г, с. 174 сл.; 1957а, с. 20 сл.) (табл. XC, 8). А Н. Карасев по остаткам кладок и субструкции дает реконструкцию храма Аполлона Дельфиния в Ольвии, как храма в антах, а исследование обломка терракотовой волюты ионийской капители позволило реконструировать всю капитель и фасад храма (Карасев А. Н., 1964, с. 58 сл., рис. 24—35). Сохранилась угловая часть мраморного фриза, возможно, часть ионийского антаблемента храма в Ольвии (табл. XCI, 4, 5) (Карасев А. Н., 1955а, с. 199, рис. 14). Поле фриза заполнено изображением процессии женщин и мужчин в величавых движениях. Фриз относится к IV в. до н. э. и свидетельствует о воздействии аттического искусства, может быть, знаменитого фриза Парфенона с изображением панафинейского шествия.

[adsense]

Таблица XC. Архитектура храмов VI в. до н. э. — I в. н. э. 1 — база ионийской колонны VI в. до н. э., Пантикапей (известняк); 2 — пасть архитрава того же храма; 3 — часть дорического антаблемента толоса в Ольвии II в. до н. з. (известняк); 4, 5— часть дорийского портика IV в. до н. э. в Мирмекии (реконструкция Л. Е. Ковалевской); 6 — фасад ионийского храма в Херсонесе III в. до н. э. (реконструкция И. Р. Пичикяна); 7 — часть мраморного дорийского архитрава с греческой надписью посвящением царю Аспургу; К фасад храма Аспурга (реконструкция В. Д. Блаватского). Составитель М. М. Кобылина

Таблица XC. Архитектура храмов VI в. до н. э. — I в. н. э.
1 — база ионийской колонны VI в. до н. э., Пантикапей (известняк); 2 — пасть архитрава того же храма; 3 — часть дорического антаблемента толоса в Ольвии II в. до н. з. (известняк); 4, 5— часть дорийского портика IV в. до н. э. в Мирмекии (реконструкция Л. Е. Ковалевской); 6 — фасад
ионийского храма в Херсонесе III в. до н. э. (реконструкция И. Р. Пичикяна); 7 — часть мраморного дорийского архитрава с греческой надписью посвящением царю Аспургу; К фасад храма Аспурга (реконструкция В. Д. Блаватского). Составитель М. М. Кобылина

Великолепно сохранившиеся детали архитектуры Херсонеса IV—III вв. до н. э. были открыты при раскопках башен XVI и XVII (Зенона). Среди множества архитектурных фрагментов из Херсонеса выделяется мраморная голова кариатиды, завершающаяся дорийской капителью, очевидно, украшавшая какое-то здание с портиком кариатид. Голова исполнена с мягкой свето-теныо поверхности лица и выразительностью моделировки глаз и рта, которые были свойственны греческому искусству второй половины IV в. до н. э. (табл. XCI, 6) (АСХ, № 116, с. 33, рис. 72, 73). Архитектурные детали, найденные при раскопках Херсонеса, свидетельствуют о применении в архитектуре города в III—II вв. до н. э. как дорийского, так и ионийского ордеров. На основании частей ордера: аттико-ионийских баз, капителей частей ионийского архитрава и фриза с богатой орнаментацией И. Р. Пичикян реконструирует фасад храма высотой 6,6 м, как небольшого амфипростиля (храма с четырьмя колоннами на узких фасадах) (Пичикян И. Р., 1977, с. 169, рис. 2) (табл. XC, 6). Фрагменты архитектуры, открытые при раскопках башен Зенона, дают полное представление о полихромии греческой архитектуры. Части карнизов и антаблементов, выполненные из плотного белого известняка, оживлены тонко изваянным орнаментом (овы, жемчужник, лесбийский киматий и др.) чистого синего и красного цвета (табл. XCII, 5).

Таблица XCI. Архитектурные детали VI—II вв. до н. э. 1 — часть ионийской капители храма VI в. до н. э., Ольвия, терракота; 2 — акротерии из Нимфея VI в. до н. э., терракота; 3 — украшение алтаря VI в. до н. э., Пантикапей, мрамор; 4, 5 — мраморный фриз с изображением процессии, IV в. до н. э., Ольвия; 6 — капитель кариатиды из Херсонеса, IV в. до н. э., мрамор; 7 — часть капители пилястры из Фанагории, II в. до н. э., мрамор; Составитель М. М. Кобылина

Таблица XCI. Архитектурные детали VI—II вв. до н. э. 1 — часть ионийской капители храма VI в. до н. э., Ольвия, терракота; 2 — акротерии из Нимфея VI в. до н. э., терракота; 3 — украшение алтаря VI в. до н. э., Пантикапей, мрамор; 4, 5 — мраморный фриз с изображением процессии, IV в.
до н. э., Ольвия; 6 — капитель кариатиды из Херсонеса, IV в. до н. э., мрамор; 7 — часть капители пилястры из Фанагории, II в. до н. э., мрамор; Составитель М. М. Кобылина

Не меньше внимания уделялось созданию общественных зданий гражданского характера, часто с перистильными дворами (окруженными колоннадой), как и в средиземноморской эллинской архитектуре. В Ольвии открыто здание суда, расположенное при входе на агору, сооруженное в III в. до н. э. С юго-востока к агоре примыкал гимнасий, просуществовавший с перестройками с V в. до н. э. до II в. до н. э., вначале целиком предназначавшийся для гимнастических упражнений, а затем частично отведенный под помещения для мытья. В Ольвии раскопано здание с перистилем, в центре которого был алтарь с треножником. С трех сторон ко двору примыкали помещения. Одно из них выделялось особым оформлением пола, отвечающим требованиям оформления андрона в домах Олинфа (Блаватский В. Д., 1961а, с. 93) — здесь вдоль стен известковый настил пола был окрашен в малиновый цвет, а в центре находилась мозаика, выложенная из цветных галек в виде пестрого ковра. Здесь был найден алтарь и культовые статуэтки Кибелы и Афины. Б. В. Фармаковский предположил, что здание было пританеем, предназначенным для приемов послов иностранных государств и общественных кормлений особо отличавшихся граждан полиса (Фармаковский Б. В., 1913, с. 66—67, рис. 75, 76). Однако, по мнению А. Н. Карасева, Е. И. Леви и С. Д. Крыжицкого, это здание являлось жилым домом (АГСП, с. 220; Крыжицкий С. Д., 1971).

Таблица XCII. Архитектурные детали III и II вв. до н.э. J — рельеф с меандром II в. до н. э., мрамор, Пантикапей; 2 — полихромная капитель богатого дома в Пантикапее, II в. до н. э., известняк; 3 — надгробная плита из Пантикапея, II—I вв. до н. э., известняк; 4 — часть дорийского антаблемента из Пантикапея, II в. до н. э., известняк; 5 — часть ионийского архитрава, III в. до н. э. Херсонес; 6—капитель из Фанагории, III в. до н. э., известняк. Составитель М. М. Кобылина

Таблица XCII. Архитектурные детали III и II вв. до н.э. J — рельеф с меандром II в. до н. э., мрамор, Пантикапей; 2 — полихромная капитель богатого дома в Пантикапее, II в. до н. э., известняк; 3 — надгробная плита из Пантикапея, II—I вв. до н. э., известняк; 4 — часть дорийского антаблемента из Пантикапея, II в. до н. э., известняк; 5 — часть ионийского архитрава, III в. до н. э. Херсонес; 6—капитель из Фанагории, III в. до н. э., известняк. Составитель М. М. Кобылина

Открыт целый ряд общественных зданий III—II вв. до н. э., Предположительно остатки гимнасия раскопаны на западной окраине Фанагории (Кобылина М. М., 1956, с. 29—31, рис. 9, 10, 11). Здание было воздвигнуто в III в. до н. э., перестроено во II в. до н. э., и просуществовало до I—II вв. Сохранилась стена, сложенная из рустованных квадров III в. до н. э. над ними гладкие прямоугольные блоки более позднего времени. К лицевой стороне стены примыкали под прямым углом площадки из ровных плит, служившие опорой для колоннады (Блаватский В. Д., 1941б, с. 19, рис. 6, 7); между второй и третьей площадкой сохранилась каменная дорожка, на которой стояла часть базы колонны. Здание было крыто черепицей, стены его расписаны, о чем свидетельствуют обломки штукатурки красного, белого и желтого цвета и красочного орнамента. Вблизи были найдены фрагменты мраморного декора — часть мраморного кессона с рельефной пальметтой и фрагмент мраморной капители пилястры с рельефными овами (Пятышева Н. В., 1960, с. 111, рис. 3, 1). Упоминание о существовании гимнасия в Ольвии имеется в декрете II в. н. э. (IPE I, 40).

Общественное здание III—II вв. до н. э. открыто в Пантикапее на северном склоне горы Митридат — с двором площадью 80 м2 и несколькими помещениями, примыкающими к нему с юга и запада. Двор был окаймлен дорической колоннадой.

Большой культовый комплекс III в. до н. э. был открыт вблизи совхоза «За Родину». Хорошая сохранность фундамента и частей стен, наличие баз, капителей, частей колонн, пилястр и пр. позволяли восстановить план комплекса и сделать его реконструкцию. Центральное здание представляло собой толос — круглый периптер дорийского ордера. Толос был окружен большим перистильным двором неправильной четырехугольной формы. Судя по сохранившимся фрагментам, круглые здания воздвигались и в других городах Северного Причерноморья. Так, например, в Ольвии был найден фрагмент дорийского антаблемента эллинистического времени с рельефными изображениями розетт и львиных голов на метопах, этот антаблемент, судя по курватуре, выходил внутрь толоса с диаметром его внутреннего пространства около 6 м (Карасев А. Н., 1955а, с. 199). Возможно, подобного типа здание существовало в Горгиппии (Савостина Е. А., 1980, с. 68 сл.).

Святилище IV—I вв. до н. э., посвященное герою — так называемый героон, было раскопано в 1938 г. на территории некрополя Фанагории к западу от города (Блаватский В. Д., 1951в, с. 191 сл.). Обнаружены остатки продолговатой постройки, слой бута, вероятно, служивший подстилом, на котором местами лежала цемянка, смешанная с галькой, а на ней штукатурный пол белого цвета. Многочисленные обломки штукатурки белого, желтого, красного и темно-серого цвета, частично с орнаментом свидетельствуют, что стены с внутренней стороны были оштукатурены и расписаны. Аналогии этому героону В. Д. Блаватский находит в Малой Азии, а также в росписи первого Васюринского склепа с изображением стены без перекрытия (АДЖ, табл. XIII; XIV). При раскопках была найдена верхняя часть мраморной ножки с рельефным орнаментом, может быть, от жертвенного стола, клины или трона, сохранившая полихромную раскраску. В пределах ограды раскопана пустая могила, крытая черепицей — так называемый кенотаф — могила человека, погребенного за пределами родины (Блаватский В. Д., 1951в, с. 194, 196, рис. 5, 6, 1).

Храмы и общественные сооружения эллинистического периода, так же как и предшествующего времени, аналогичны средиземноморским. Но встречаются оригинальные решения деталей, созданные местными мастерами. В этом отношении интересен мраморный блок из Пантикапея с пластическим изображением крестообразного меандра и двух розетт в необычной живописной трактовке — меандр показан в ракурсе (табл. XCII, 1) (Блаватский В. Д., 1957а, с. 34). Полные аналогии ей можно найти только в росписях богатого жилого дома, раскопанного К. Е. Думбергом в Пантикапее в 1899 г. на северном склоне г. Митридат (АДЖ, табл. XXVII, 7; XXXVIII; XXXIX). Там открыты две небольшие капители (высотой 0,24 м), завершавшие приставные колонки, покрытые штукатуркой и расписанные красной и синей красками (табл. XCII, 2).

Детали, исполненные рельефно, сочетали элементы ионийской и коринфской капители: цветок каллы был изображен между наискось построенными волютами. Над завитками волют расположены пальметты (АДЖ, с. 116, 117, табл. XXXVI, 1, 3; XXXVIII; XXXIX).

Архитектура первых веков сохраняла античное обличив, но в этот период, особенно на Боспоре, и более всего в Пантикапее она приобретает новые черты. В области ордерного зодчества появились новые типы — портик с пятиколонным фасадом (Пантикапей) и псевдопериптер (Ольвия), наблюдается сильное воздействие форм и декора римской архитектуры, проникавших на Боспор из Восточных римских провинций.

В Пантикапее в 1948 г. найдена мраморная плита — блок дорийского архитрава (табл. XC, 7) (Блаватский В. Д., 1957а, рис. 30, 2), на котором вырезана греческая надпись с посвящением и с датой— 320 г. (23 г. н. э.). Следы абака на нижней поверхности блока и размеры абака (длина 0,40 м) позволили установить размеры дорийской капители и рассчитать высоту колонн. Сопоставляя постройки, близкие по времени, с изображением фасада храма на надгробной плите из Пантикапея (табл. XCII, 3) и изображением пантикапейского храма Капитолия на боспорских монетах Котиса I (табл. XCIII, 1) (Блаватский В. Д., 1947а, с. 83, рис. 48; 1964в, рис. 47), В. Д. Блаватский пришел к заключению о наличии нового типа храма в Пантикапее, неизвестного в это время в Средиземноморье: с пятиколонным фасадом на высоком ступенчатом основании. Данные строительной техники (расчет проф. II. В. Щусева работы мраморной балки на прогиб) подтвердили возможность этой реконструкции (Блаватский В. Д., 1957а, с. 70).

В 1906 г. в Ольвии Б. В. Фармаковский раскопал развалины монументального сооружения, от которого сохранились мощные (толщиной 2,24 м) слоевые субструкции, части кладки из колоссальных плит известняка. Здание судя по посвятительной надписи могло быть храмом Аполлона Простата. Здесь найдена была плита из кладки стены с выступающей полуколонной диаметром 0,55 м (ОАК за 1906 г., с. 11—13, рис. 9), свидетельствующая о том, что стена имела приставные полуколонны и могла принадлежать сооружению типа псевдопериптера. Судя по находкам здание может датироваться II—III вв. н. э.

Воздействие римской архитектуры сказалось в распространении арок, сводчатых перекрытий, коринфского ордера, в пышной орнаментации антаблементов. украшенных глубоко прорезанным орнаментом (табл. XCIII, 3, 5). Проникновение в архитектуру Северного Причерноморья декоративных приемов римской архитектуры, в том числе приставных колонн арочек на колоннах, отражено и в декоре деревянных саркофагов I—II вв., и на рельефных надгробных плитках. На боспорской монете I в. н. э. изображены ворота в крепостной стене, оформленные в виде арки, опирающейся на колонны, на вершине арки на сложном двуступенчатом завершении воздвигнута конная статуя боспорского царя (табл. XCIII, 2). В храмах и других общественных зданиях широко применяются облицовки мраморными плитками и мраморные детали. Мраморная кассета с изображением горгоны найдена в Горгиппии (табл. XCIII, 4). Нередки находки мраморных соленов: из Пантикапея происходит мраморный калиптер, завершающийся антефиксом в виде трагической маски (табл. XCIII, 7).

[adsense]

Таблица XCIII. Архитектура первых веков нашей эры 1 — изображение Капитолия на пантикапейской монете I в. и. о.; 2 — изображение крепостных ворот на пантикапейской монете 1 в. н. э.; 3 — часть ионийского антаблемента из Пантикапея II в. н. э., известняк; 4 — часть кассеты из Горгиппии, мрамор, I в. н. э.; 5 — карниз с рельефным и резным орнаментом II—III вв. н. э. из Пантикапея, известняк; в — антефикс в виде змееногой богини, 1 в. н. э. из Пантикапея, известняк; 7 — завершение калиптера в виде антефикса (трагической маски), мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Таблица XCIII. Архитектура первых веков нашей эры
1 — изображение Капитолия на пантикапейской монете I в. и. о.; 2 — изображение крепостных ворот на пантикапейской монете 1 в. н. э.; 3 — часть ионийского антаблемента из Пантикапея II в. н. э., известняк; 4 — часть кассеты из Горгиппии, мрамор, I в. н. э.; 5 — карниз с рельефным и резным
орнаментом II—III вв. н. э. из Пантикапея, известняк; в — антефикс в виде змееногой богини, 1 в. н. э. из Пантикапея, известняк; 7 — завершение калиптера в виде антефикса (трагической маски), мрамор. Составитель М. М. Кобылина

Сводчатые конструкции, мраморные облицовки, мозаичные полы особенно характерны для терм. В первые века нашей эры термы сооружались во многих городах Северного Причерноморья — в Ольвии, Херсонесе, Хараксе, Пантикапее, Фанагории, Кепах. О постройке бани со штучным полом в Ольвии узнаем из посвятительной лапидарной надписи II в. н. э. (IPE, I, 174). Грандиозные, но сильно разрушенные термы с арочными и сводчатыми перекрытиями открыты в Херсонесе в 1936 г. (Белов Г. Д., 1938а, с. 250—254). К. К. Костюшко-Валюжинич раскопал в 1903 г. в Херсонесе средг построек римского времени кальдарий бань (ОАК за 1903 г., с. 28, табл. III). В 1906 г. были открыты термы того же времени в цитадели около XIX башни, возможно, обслуживавшие римских легионеров (ОАК за 1906 г., с. 63; Гриневич К. Э. 1928, с. 43). Исследовались термы и в Хараксе. В Пантикапее термы были открыты на восточном склоне горы Митридат А. Е. Думбергом в 1898 г. Они относятся к позднеримскому времени (АДЖ, с. 114, рис. 23). Расположены они иначе, чем в Хараксе — более компактно (табл. XCIV, 2); топочное помещение, в котором сохранился очаг и глубокая яма для свалки золы, рядом с ним кальдарий — большая комната с полукруглой нишей с бетонным полом, и водосточным желобом. К ним примыкают с юго-востока тепидарий с лежанкой и полукруглым бассейном, соединенным с наружным бассейном и фигидарий. В Фанагории остатки терм обнаружены в 1954 г. на северном краю городища. В обрыве были зафиксированы следы разрушенных кладок в виде мощного слоя кусков цемента, известковой крошки и большого количества обломков мраморной облицовки, упавшей со стен; в толще обрыва уцелела часть пола помещения, мощеного кирпичами. В Кепах в 1972 г. открыты небольшие термы, состоящие из трех помещений: большое 6,45X4,30 м и два маленьких (А) размером около 5 м2 и (Б) — 3,5 м2. Частично сохранились стены высотою до 0,84 м, облицованные мраморными плитами и цементированный пол. В небольших помещениях обнаружены цементированные скамьи с подогревом, примыкающие к стенам; с северной стороны сохранилась часть каменного водопровода с керамическими трубами, внутри которых находились свинцовые.

В период расцвета на Боспоре были созданы монументальные памятники погребальной архитектуры — подкурганные склепы, сооруженные из местного известняка. Самыми ранними из них являются склепы с уступчатыми перекрытиями (АДЖ, с. 98; 1925, с. 190, 191). Наиболее грандиозны склепы Золотого и Царского курганов вблизи Керчи. Склеп в Золотом кургане, имел круглую в плане камеру диаметром около 6,4 м и дромос шириною около 2,5 м. Ульеобразный уступчатый купол камеры начинается от самого пола. Перекрытие дромоса не сохранилось. Склеп Царского кургана хорошо сохранился. Дромос ведет в камеру почти квадратную в плане (4,24X4,4 м), перекрытую уступчатым коническим куполом. Гладкие стены камеры на высоте четырех рядов кладки переходят в уступчатые, в углах камеры, на этой высоте начинаются уступчатые пандативы, на десятом ряду уступы стен и пандативов образуют полный круг, который является и первым кольцом купола. Купол имеет 12 концентрических уступов и перекрыт гладкой плитой (табл. XCV, 1—4). Дромос имеет вид узкого коридора длиной 36 м, шириной 2,8 м. Передняя открытая часть дромоса ограничена подпорными стенами, которые сохранились только частично. Строители склепа соорудили для него искусственное основание — субструкцию из глины с примесью кусков известняка, которая со временем приобрела твердость камня (Шалъкевич А. А., 1976, с. 139). Все квадры кладок склепа уложены насухо без применения раствора. Склепы с уступчатыми перекрытиями сооружались в IV—II вв. до н. э. Уступчатый склеп II в. до н. э. был открыт на г. Митридат в 1960 г. (Блаватский В. Д., 1960, с. 185 сл., рис. 17). Склеп двухкамерный, камеры разделены общей стеной; перекрытие каждой камеры имеет два уступа (табл. XCV, 10—12). С конца IV в. до н. э. все более распространяются склепы, камеры которых перекрыты полуциркульными сводами, их стены и перекрытия оштукатурены и расписаны. Этот тип склепа сохраняется и в первые века нашей эры. Таковы, например, Васюринский склеп III в. до н. э., склеп Еврисивия и Ареты II в. н. э. в Ольвии (табл. XCV, 7-9; XCVI, 5, 6; АДЖ, с. 32 сл., рис. 7—9, с. 200—206, рис. 35, 36; Фармаковский Б. В., 1902в, с. 1—20, табл. 1—4). В Пантикапее хорошо сохранился подкурганный каменный склеп I в. н. э. с коробовым сводом и большим монолитным каменным саркофагом, заполнявшим значительную часть пространства погребальной камеры. Саркофаг был накрыт крышкой, округлые очертания которой соответствовали курватуре свода (табл. XCVII, 1—4) (Блаватский В. Д., 1962а, с. 78 сл.). Наряду со склепами, выложенными из камня, в первые века нашей эры склепы часто вырубаются в скале или в твердом грунте. Такие склепы были открыты в Пантикапее, в Илурате (табл. XCVII, 12-14), Китее (табл. XCVII, 9-11), Нимфее (табл. XCVII, 5—8) и других городах. Иногда их выкапывали просто в земле, такие склепы, обычно сохранялись хуже. В Нимфее в 1973, 1974 гг. Н. Л. Грач открыто множество склепов, состоявших из камеры с прямоугольным или арочным входом и дромоса с лестницей. Среди 22 склепов был раскопан один большой частично заглубленный в скалу. Его верхняя часть сложена из блоков камня, оштукатурена и расписана, некогда он имел сводчатое перекрытие; в другом склепе на стене, противоположной входу вырезан рельеф — голова бородатого мужчины.

К оглавлению книги «Античные государства Северного Причерноморья» | Читать дальше

В этот день:

Дни смерти
1870 Умер Поль-Эмиль Ботта — французский дипломат, археолог, натуралист, путешественник, один из первых исследователей Ниневии, Вавилона.
1970 Умер Валерий Николаевич Чернецов - — советский этнограф и археолог, специалист по угорским народам.
2001 Умер Хельге Маркус Ингстад — норвежский путешественник, археолог и писатель. Известен открытием в 1960-х годах поселения викингов в Л'Анс-о-Медоузе, в Ньюфаундленде, датированного XI веком, что доказывало посещение европейцами Америки за четыре века до Христофора Колумба.

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014