Археологические работы школьников

Если много места в доме занимают старые и ненужные книги, журналы, тетради, то пора вспомнить про старый добрый способ избавиться от этого добра — сдать его в макулатуру. В наше время возобновляется прием макулатуры даже в таких небольших городах как Тула. Вторичная переработка бумаги и картона позволит улучшить окружающую среду, экологию и тем самым нашу жизнь.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №2)

Харьковские школьники на раскопках близ г. Змиева

Во многих школах Харьковской области организованы исторические кружки. Работа школьников направлена на изучение истории своего города, района, села. Накопленные ими материалы—дневники, фотографии, зарисовки и отдельные экспонаты — хранятся в исторических музеях, кабинетах при школах. Особенно интересные памятники старины представлены в музеях Первомайской школы Змиевского района (руководитель Я. И. Красюк) и Пархомовской школы Краснокутского района (руководитель А. Ф. Лунёв), а также в исторических кабинетах школ гг. Богодухова, Балаклеи, Золочева, Волчанска, Барвенково и др.

Рис. 1. Вещи из раскопок поселения. 1 - серп; 2 — керамика; 3 — бронзовое височное кольцо; 4 — костяная проколка

Рис. 1. Вещи из раскопок поселения. 1 — серп; 2 — керамика; 3 — бронзовое височное кольцо; 4 — костяная проколка

Работы по организации походов и экскурсий проводит и Харьковская областная экскурсионно-туристская станция (руководитель М. Ф. Красников). Ценную инициативу проявила Харьковская молодежная газета «Леншська змжа», при которой создано «Товарищество исследователей родного края». В результате школьниками собран большой вещественный материал, который ляжет в основу создания в Харькове областного краеведческого музея.

За последние годы учащиеся передали Харьковскому Гос. историческому музею много ценных случайных археологических находок, выявленных ими при наблюдениях за земляными работами на стройках, а также при вспашке полей и огородов. А несколько лет назад группа членов исторического кружка Первомайской школы обнаружила в своем районе и старательно описала около 60 курганов скифского времени. Эти данные использованы Харьковским историческим музеем при составлении археологической карты области.

Летом 1956 г. силами учащихся 8—10 классов из 19 школ гг. Харькова, Чугуева и Змиева 1 под руководством автора настоящей заметки 2 были начаты раскопки древнего поселения, расположенного южнее г. Змиева в урочище Сердюково-2 (рис. 1). Школьники выполняли все работы, необходимые в условиях стационарных археологических раскопок. Они принимали участие в топографической съемке поселения, производили нивелировку раскопов, копали и т. д.

В результате проведенной экспедиции около 80 учащихся познакомились с характером археологических раскопок, измерительной и вычислительной техникой, получили навыки ориентировки и съемки планов 3. Можно не сомневаться в том, что будущие специалисты, работая на стройке, в колхозе, на заводе, разъехавшись в отдельные уголки нашей Родины, помогут вовремя обнаружить и сохранить для науки ценнейшие памятники древности.

Е. В. Пузаков

Археологические раскопки кружков ГИМ

При кабинете школьника Гос. Исторического музея ежегодно работают кружки по изучению различных периодов истории нашей страны. Учащиеся знакомятся с историей по памятникам материальной культуры и литературным источникам. Каждый из них в течение года пишет и зачитывает на заседании кружка небольшой доклад. После теоретической подготовки в конце учебного года мы организуем экспедиции в Подмосковный район с целью ознакомления школьников с раскопками археологических памятников. В 1956 г. члены наших кружков совместно с членами краеведческого кружка Михельсоновской школы № 11 г. Люберцы (руководитель Ю. В. Куртов) производили раскопки у городища на Соколовой горе у пос. Дзержинского Ухтомского района Московской области.

Рис. 2. 1 — обломок железного серпа; 2 — грузик; 3—5 — изделия из кости; 6 — нож; 7 — пряжка; 8 — рогатый кирпич

Рис. 2. 1 — обломок железного серпа; 2 — грузик; 3—5 — изделия из кости; 6 — нож; 7 — пряжка; 8 —
рогатый кирпич

Установлено, что исследуемое городище имеет два слоя, один из которых относится к дьяковской культуре, другой — к славянской. Здесь мы обнаружили большое количество вещей: керамику, орудия труда, оружие и др. Особый интерес представляют обломок железного серпа, ножи, пряслица, изделия из кости, иглы, проколки, наконечники стрел, пряжки и т. д. (рис. 2).

Найдены также остатки жилища, разрушенный очаг и кости домашних животных.

Практическое знакомство с памятниками материальной культуры вызвало боль¬шой интерес у школьников к археологии.

В. В. Краснова

* * *

Краеведческая работа со школьниками ведется во многих городах. Приведем примеры.

Директор Муромского краеведческого музея (Владимирская область) И. П. Богатов сообщает редакции о походах школьников с целью изучения археологических памятников своего края. Сотни километров пройдены ими по берегам р. Оки и ее притоков. Вновь открыто более 40 неолитических стоянок, селищ муромы и кривичей.

Летом 1956 г. учащиеся муромских школ исследовали берега р. Ворозимы — правобережного притока р. Ушны. Здесь они также обнаружили несколько селищ. На некоторые из них юные краеведы обратили особое внимание. Такое селище, как Чебашихинское, постоянно разрушается водами р. Ушны и ежегодной распашкой. Оно ждет лопаты специалиста-археолога. В таком же состоянии находится и известное Николонабережное селище, расположенное на территории Мурома.

* * *

В восстановленном после Великой Отечественной войны музее одного из древних русских городов, Севска, члены краеведческого кружка ведут широкую пропаганду музейного дела путем печати и устных выступлений. Ими собрано много интересных экспонатов: кости мамонта и носорога, каменная «баба» и др. Как сообщила нам председатель кружка В. А. Теличко, в ближайшее время музей примет участие в раскопках древнего Севска и его окрестностей.

* * *

Перед нами дневник отряда туристов Череповецкого Дома пионеров (Вологодская область). На первых его страницах перечислен состав отряда, дана карта маршрута. Далее таким же аккуратным детским почерком заполнены остальные странички этого небольшого, но с любовью оформленного дневника школьников 3—8 классов. Отряд туристов г. Череповец, руководителем которого является А. А. Алексеева, совершил поход по маршруту: г. Череповец — г. Белозерск — с. Крохино. В районе дер. Данилово и Васькина Бора ребята открыли несколько стоянок каменного века и привезли оттуда в музей ценные находки (кремневые стрелы, каменный топор, керамику).

* * *

В течение нескольких лет археологическим кружком руководит директор Иорданской средней школы (Полтавская область) В. С. Петренко. Учащиеся познакомились с памятниками древности в области, составили археологическую карту и организовали при школе краеведческий музей. В 1956 г. члены кружка принимали участие в археологических разведках на территории затопления Кременчугской ГЭС, где работала экспедиция Института археологии АН УССР.

За последние три года ученики совершили ряд поездок в Москву, Киев, Полтаву, Харьков и другие города, где осмотрели древние памятники и побывали в музеях.

В кружке регулярно проводятся занятия с докладами его членов. По отзыву В. С. Петренко, занятия школьников в кружке имеют большое воспитательное и образовательное значение.

* * *

Археологический кружок 6-й средней школы г. Пензы провел большую работу в Областном краеведческом музее под руководством зав. отделом истории М. Р. Полесских по разбору и систематизации беспаспортных коллекций, главным образом кремневых орудий труда. Кружковцы принимали участие в раскопках древнего Селиксенского могильника. Многие из них, отличившиеся особым старанием и внимательностью, были допущены к расчистке погребений и упаковке находок. В настоящее время при школе создан археологический уголок, который будет преобразован в школьный краеведческий музей.

К содержанию журнала «Советская археология» (1958, №2)

Notes:

  1. Школы г. Харькова №№ 15, 20, 33, 48, 60, 72, 80,83,85,88,94,104,111,113,119. 121, 131; г. Чугуева — №5; г. Змиева—№ 1.
  2. Экспедиция была организована Харьковским государственным историческим музеем. В ней приняли участие сотрудник Харьковской областной туристской станции геолог В. В. Кисель и учитель географии 27-й Харьковской школы рабочей молодежи А. Н. Цыганенко, а также преподаватели истории других школ, работники Змиевского Дворца пионеров, студенты.
  3. Это в известной мере те навыки, которые имеют значение элементов политехнического обучения, вводимого сейчас в советской школе.

В этот день:

Нет событий

Метки

Свежие записи

Рубрики

Updated: 03.12.2016 — 07:22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика