Археологические памятники этногенеза и культурогенеза славян

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

Протославянские культуры

Многочисленные славянские народы Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы являются, наряду с романскими и германскими, одним из самых крупных этнических образований в Европе.

Схема этногенеза славянских народов Европы

Схема этногенеза славянских народов Европы

Формирование славян и их культуры прошло несколько этапов. Самый ранний — предславянский. Он охватывает вторую половину II—I тысячелетие до н. э.

В Центральной и Восточной Европе существовало тогда несколько родственных между собой культур, занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться элементы, которые впоследствии стали характерными для культуры славян и некоторых других народов Европы.

Схема взаимосвязанного этногенеза славян с другими этносами

Схема взаимосвязанного этногенеза славян с другими этносами

Второй период можно назвать древнеславянским. В последние века I тысячелетия до н. э. — первой половине I тысячелетия н. э. мы уже можем выделить археологические культуры древних славян. Появляются и письменные сведения о славянах. В этот насыщенный историческими событиями период передвижения, вытеснения и смешения народов идет процесс формирования восточнославянской культуры, складывается славянская территория. Славяне были втянуты в водоворот больших исторических событий, когда заканчивался период древней истории, рушилась Римская рабовладельческая империя, и народы стояли на пороге средневековья с его материальными и духовными ценностями, феодальными отношениями. Славяне были активными участниками этих событий.

Третий период славянской культуры — феодальный. Это время образования славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве. Славянские государства определяли историческое развитие народов на огромной территории Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Они обладали большим политическим весом среди соседних стран и народов. В славянских государствах складывалась высокоразвитая культура, без которой нельзя представить мировую культуру и цивилизацию.
Еще до открытия первых археологических памятников древних славян, о них было известно из сообщений письменных источников, среди которых русская летопись «Повесть временных лет». Задачей летописца, по его собственным словам, было выяснить, «откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен в период, предшествовавший образованию Древнерусского государства.

Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых были и славяне, оставлены древнегреческим историком Геродотом. Ему были известны племена земледельцев, живших к северу и востоку от территории расселения собственно скифов или входивших в скифскую федерацию. Среди них Геродот называет невров и загадочных будинов. Будины проживали в лесистой местности на расстоянии 15 дней пути от Меотиды. Согласно последним исследованиям, они обитали за землями гелонов, занимавших левый берег Среднего Днепра, в низовьях Десны и Сейма.

К I в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита. Он писал о древних славянах, называя их венедами, позднее византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами. Эти сведения являются крайне неопределенными, и на их основании трудно хотя бы приблизительно очертить границу расселения венедов или антов. В этих условиях особое значение приобретает археологический материал.

Истоки некоторых элементов славянской культуры прослеживаются в ряде предславянских культур. С XV в. до н. э. на территории Польши существовали две культуры: предлужицкая и к востоку от нее тшинецкая, изученная по поселениям, расположенным на песчаных приречных холмах. Люди жили в полуземлянках и обмазанных глиной каркасных жилищах. Умерших погребали в скорченном положении на боку в курганных и бескурганных могильниках. Предлужицкие племена, расширяя свою территорию, оказывали влияние на племена тшинецкой культуры. В результате в XII в. до н. э. на землях по Висле и Одеру сложилась единая лужицкая культура. Ее памятники встречаются на обширной территории, которая на севере доходит до побережья Балтийского моря, на юге — до верховий Вислы и Дуная, на западе — до среднего течения Эльбы, а на востоке — до Буга и верховий Припяти, до Полесья и Волыни.

Ранние памятники лужицкой культуры относятся еще к эпохе поздней бронзы. В середине I тысячелетия до н. э. появляются крупные лужицкие поселения площадью в несколько гектаров. Среди них наиболее хорошо исследовано позднелужицкое поселение на берегу Бискупинского озера около польского города Познань. Остатки деревянных строений благодаря влажности почвы великолепно сохранились. Поселок был огорожен мощной оборонительной стеной из трех рядов деревянных срубов, заполненных внутри глиной, землей и камнями. Открыты мощенные бревнами параллельные улицы, вдоль которых располагались длинные бревенчатые дома. Основу дома составлял каркас из вертикальных деревянных опор, а стены были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. В доме было несколько отдельных больших помещений. Каждая секция имела вход, который вел сначала в сени, а затем в большую комнату с очагом, сложенным из камней. Здесь найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги с деревянной ручкой, железные серпы и простые каменные зернотерки, много керамики. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был известен лен. Племена лужицкой культуры занимались земледелием и скотоводством.

Славяне и их соседи в первые века н. э. (по В. В. Седову)

Славяне и их соседи в первые века н. э. (по В. В. Седову)

Носители лужицкой культуры умерших сжигали, а останки сожжения хоронили в глиняных горшках (урнах), которые накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и сосуды, видимо, с пищей. Такие могильники называются «полями погребений» или «полями погребальных урн». Обряд погребения в урнах в первой половине I тысячелетие н. э. получил широкое распространение у славян и неславянских племен Восточной Европы.

Спорным остается вопрос о принадлежности к древним славянам представителей чернолесской и милоградской культур, известных в скифскую эпоху. Чернолесская культура — в междуречье Среднего Днепра и Верхнего Бу¬га — названа по городищу Черный Лес в бассейне Ингульца, правого притока Днепра. На поселениях этой культуры раннего железного века находят много роговых и костяных мотыг, инструменты для обработки кожи, костяные наконечники стрел, дротиков, псалии от удил и керамику. Обилие материала на Субботинском городище свидетельствует о развитии ремесленного производства. Для чернолесской культуры типичны могильники двух типов: курганные и бескурганные. Погребения, как и целый ряд других элементов, близки к памятникам лужицкой культуры. Если племена чернолесской культуры и не принимали непосредственного участия в этногенезе славян, то, будучи ближайшими соседями, не могли не оказывать на них влияния.
Милоградская культура была распространена в Южной Белоруссии, в основном на правобережье Днепра. На городищах открыты немного углубленные в почву квадратные жилища. Население обрабатывало железо и медь. Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство. Существует мнение, что милоградскую культуру оставили племена невров; некоторые исследователи связывают ее с бантами. Причастность к этногенезу славян еще одной культуры, юхновской, также является предметом дискуссии в научных кругах.

Важным рубежом в этногенезе протославян был IV в. до н. э. В это время на базе разных групп лужицкой культуры Центральной Польши, частично Белоруссии и Украины складывается культура клёшевых погребений. Эту культуру отличают бескурганные погребения в так называемых клёшах: останки трупосожжений заключали в урну и помещали под большой перевернутый колоколовидный сосуд — клёш, от которого и происходит название культуры. Из вещей в погребениях находят преимущественно украшения. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения.

В конце II в. до н. э.— IV в. н. э. на месте культуры клёшевых погребений развивалась пшеворская культура, очевидно, принадлежавшая венедам. Поселения пшеворцев располагались на возвышенных местах. Люди жили в неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках, занимались земледелием и скотоводством. В культурных слоях пшеворских поселений находят железные серпы, топоры, лемехи и большое количество лепной керамики. Считают, что она в равной мере принадлежала как древним славянам, так и германцам, кельтам и балтийским племенам. Территориально разделить эту культуру на области невозможно, так как на рубеже нашей эры указанные племена жили в ряде случаев чересполосно, элементы их культур смешивались. К тому же среди бытовых предметов и вооружения, с которыми имеет дело археология, было много таких, которые имели одинаковое применение у разных народов.

Железные предметы зарубинецкой культуры: 1 — кельт; 2 — крючок; 3 — серп; 4 — нож; 5—7— наконечники копий

Железные предметы зарубинецкой культуры:
1 — кельт; 2 — крючок; 3 — серп; 4 — нож; 5—7— наконечники копий

У пшеворских племен большое распространение получила металлургия железа. Открыты центры производства железа. Среди находок железные сошники и железное оружие: двулезвийные наконечники копий, железные ножи. Встречаются круглые мельничные жернова. Существовал оживленный обмен с соседними, а иногда и с дальними странами, с городами Северного Причерноморья. Пшеворские погребения бескурганные, над ними нет насыпей. В обряде захоронения преобладает трупосожжение, погребения в урнах и без урн. В могилах находят глиняные сосуды, слепленные еще без гончарного круга, ритуально испорченное оружие — сломанное или согнутое.

Описанные выше культуры I тысячелетия до н. э. приблизительно дают представление о территории формирования культуры древних славян.

Во II в. до н. э. в верховьях Западного Буга и Среднего Днепра (южная часть Белоруссии) и в лесостепной Северной Украине вплоть до Киева на юге и Брянска на севере сложилась зарубинецкая культура. Считают, что центры этой культуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции нескольких культур.

Предметы черняховской культуры: 1 - сошник; 2 - крючок; 3 - булавка; 4 - проколка; 5-7 - керамические сосуды

Предметы черняховской культуры: 1 — сошник; 2 — крючок; 3 — булавка; 4 — проколка; 5-7 — керамические сосуды

Племена зарубинецкой культуры выбирали для поселений крутые берега рек, огораживали их тыном и сооружали прямоугольные дома-мазанки. С начала нашей эры преобладает тип жилищ в виде прямоугольных полуземлянок площадью 10—15 кв. м, с двускатной крышей, очагом или печью и бревенчатые дома. На поселениях найдено большое количество лепной керамики, гарпуны, ручные жернова, зернотерки, песты, фибулы (застежки), а также римские и кельтские вещи. Рядом с жилищем открыты ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Из поселений наиболее известны Чаплинское городище под Гомелем и городища около Киева на Днепре.

Характерными для зарубинецкой культуры являются так называемые поля погребальных урн. Этот обряд на рубеже нашей эры становится господствующим. Два больших могильника Корчеватовский и Зарубинецкий под Киевом дали название всей культуре.

Производство железа зарубинецкие племена освоили в совершенстве. Железо добывали из болотных руд, варку производили в небольших сыродутных горнах. Железные предметы разнообразны: ножи, топоры, долота, кельты, стамески, серпы, косы-горбуши, наконечники стрел и дротиков, удила и рыболовные крючки.

Среди исследователей нет единого мнения по вопросу об этнической принадлежности зарубинецкой культуры: одни видят в ней славянскую, другие — балтскую, третьи считают, что она принадлежала разным этническим группам.

Во II—III вв. в среде племен зарубинецкой культуры происходят значительные изменения. Они связаны с расширением ее территории и с политическим и культурным влиянием с юга, со стороны сарматов, готов и других племен, границы расселения которых постоянно менялись в связи с Великим переселением народов и вторжением варваров в пределы Римской империи. Постоянные перемещения и ассимиляции привели к тому, что в начале III в. племена зарубинецкой культуры были вытеснены в верховья Днепра, на Десну.

Роменская культура: 1-3 - наконечники стрел; 4-5 - керамические сосуды; 6 - топор; 7 - наральник (сошник); 8-10 - ножи; 11 - тесло; 12 - серп (по В. В. Седову)

Роменская культура: 1-3 — наконечники стрел; 4-5 — керамические сосуды; 6 — топор; 7 — наральник (сошник); 8-10 — ножи; 11 — тесло; 12 — серп (по В. В. Седову)

На территории Нижнего и Среднего Поднепровья, на Южном Буге и Днестре, вплоть до Черного моря появляется новая культура — черняховская, названная так по могильнику у с. Черняхово, к югу от Киева. Археологическими памятниками культуры являются большие поселения открытого типа наподобие современных сел и могильники, в которых наряду с полями погребальных урн есть и трупоположения. Погребальные обряды указывают на смешанный характер населения черняховской культуры. Черняховские поселения укреплений не имели, располагались в удобных для земледелия местах, в долинах небольших рек. Люди жили в домах-мазанках.

У черняховцев наблюдалось имущественное неравенство, шел процесс классообразования. Наличие монет свидетельствует о широких внутренних и внешних торговых связях, высоком уровне развития ремесла. Среди украшений встречаются римские фибулы, дорогие изделия из стекла. Масса посуды сделана на гончарном круге.

Некоторое внешнее сходство в обряде погребения позволило ряду ученых связать черняховскую культуру со славянскими племенами антов. Другие археологи отрицают славянскую принадлежность черняховской культуры, считая ее этнически разнородной (готы, фракийские, славянские и сармато-аланские племена), и связывают ее с готским союзом племен в Восточной Европе. Черняховские племена развивали пашенное земледелие и ремесло, отмечены их устойчивые торговые связи.

Черняховская культура прекратила свое существование в конце IV в. Ее исчезновение вызвано Великим переселением народов: в 375 г. орды гуннов перешли Дон и разорили поселения по Днепру, Южному Буту, нанесли удар готам. Готский союз был кратковременным, но значительным историческим образованием в Восточной Европе. Он объединял оседлых земледельцев лесостепной зоны, кочевников-сарматов и другие племена. Особенностью готского союза является то, что его культура развивалась при римском влиянии.

Основные центры зарубинецкой оседлости в результате сложения на юге черняховской культуры переместились на рубеже II—III вв. на север и северо-восток, за Припять и на Десну. Позднезарубинецкий могильник и поселение второй четверти I тысячелетия н. э. исследованы в урочище Обидня в Могилевской области. Серединой I тысячелетия датированы поселения в бассейне Десны: Жуковка, группа памятников в районе Трубчевска, Колочинское городище на Днепре и др. Наиболее сохранившимися элементами культуры выступают жилища, погребальный обряд и керамика.

Восточные славяне в VI—VIII вв.

В VI в. часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, уходившая корнями в пшеворскую. На западе она охватывала территорию современных Польши, Чехии, Словакии, Австрии, частично восточной Германии, Югославии. Славянская принадлежность этой культуры бесспорна: она сложилась на территории, где, согласно письменным источникам, в VI в. расселялись славяне. Поселения пражской культуры невелики, большинство их не укреплено. Укрепленные городища пражского типа появляются лишь в VII в. Тип жилища — полуземлянки с каменными печами. Сородичей хоронили в бескурганных могильниках по обряду трупосожжения. Позднее появляются курганы. Основной археологический материал культуры — глиняная лепная посуда так называемого пражского типа.

Пражская культура, вероятно, объединяла ряд родственных племен. Уже в конце VI в. к югу от Припяти и до Днестра, в северо-западных областях Украины и южных областях Белоруссии существовал особый вариант пражской культуры. Он получил название культуры корчак — по древнему поселению у с. Корчак под Житомиром. Здесь несколько поселений вместе располагались на приречных мысах. Такие группы поселений открыты у с. Корчак, Тетеревка, Райки и в других местах. Люди жили в полуземлянках, внутри находилась печь, сложенная из камней и глины. В VII в. появляются небольшие, круглые в плане городища, укрепленные невысоким валом: Хотомель, Бабка, Хильчицы.

Археологические предметы из восточнославянских памятников I тыс. н. э.: I - пражско-пенькоского типа; II - пражско-корчажского типа (по В. В. Седову)

Археологические предметы из восточнославянских памятников I тыс. н. э.: I — пражско-пенькоского типа; II — пражско-корчажского типа (по В. В. Седову)

Известны могильники двух типов: грунтовые и курганные. Основной обряд погребения — сожжение. Бескурганные урновые сожжения открыты на всем пространстве культуры. Урны ставили в неглубокие ямки, покрывали каменной плитой или глиняной сковородкой. В курганах же погребались останки трупосожжения, произведенного на стороне. Курганы больше встречаются на восточной и юго-восточной окраинах ареала.

Для культуры корчак характерна неорнаментированная посуда, специфическая по форме. Это мелкие, расширяющиеся в верхней части сосуды с коротким прямым или слегка отогнутым венчиком. Среди образцов посуды миски и глиняные сковородки. На поселениях довольно часто находят глиняные биконические пряслица.

На основании археологических данных, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру корчак связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли волыняне, древляне, дреговичи и поляне.

Славянские древности середины I тысячелетия: I - колочинского типа; II - тушемлинского типа, реконструкция сооружений по раскопкам городища Тушемля (по В. В. Седову)

Славянские древности середины I тысячелетия: I — колочинского типа; II — тушемлинского типа, реконструкция сооружений по раскопкам городища Тушемля (по В. В. Седову)

Рядом находилась область пеньковской культуры: на Днепре и его притоках, в междуречье Днестра и Прута, на Южном Буге. Пеньковские древности представлены в основном поселениями. Жилища, открытые на этих поселениях, разнообразны: наземные, углубленные прямоугольные с очагом или печью-каменкой, округлые. Могильники обнаружены лишь в немногих пунктах — около с. Андрусовка на Днепре и около с. Дмитриевка на Северском Донце, где найдены останки сожжений, а также сравнительно много украшений, датированных VI—VIII вв.

Основную массу находок на поселениях пеньковского типа составляют керамические комплексы. Преобладает лепная посуда различных типов: серая гончарная, посуда с округлым и биконическим туловом, расширяющимся посередине, горшки с округлыми плечиками.

В начале VII в. началось передвижение с севера носителей культуры типа корчак. Местное население было ассимилировано, но элементы пеньковской культуры сохранялись вплоть до VIII в.

В третьей четверти I тысячелетия н. э. обозначился перелом в социально-экономическом развитии славянских племен. Резко увеличилось количество железных орудий труда, прежде всего земледельческих, возникли металлургические центры, распространилась керамика, изготовленная на гончарном круге.

В это время славяне расширяли свою территорию к северу — в верховья Днепра, в бассейн Западной Двины и осваивали смежные с Поднепровьем земли, а также Волго-Окский бассейн. Однако на вновь осваиваемых славянами землях в ряде мест оставалось местное население — балтское и финно-угорское на северо-востоке.

Вероятно, что в последней четверти I тысячелетия н. э. Киевское Поднепровье, Гомелыцину, Могилевщину и земли по Десне населяли прямые потомки зарубинецких племен. Постепенно изменяясь, позднезарубинецкая культура приобретала черты славянской раннесредневековой культуры. Эти процессы изучены по материалам Новобыковского и Нижнетошицкого могильников и Колочинского городища на Гомельщине. Такой же процесс перерастания позднезарубинецкой культуры в раннеславянскую шел на Десне и Сейме. В Верхнем Поднепровье на землях балтов, куда расселились славяне, известны также археологические памятники середины и второй половины I тысячелетия н. э., которые сочетают в себе как славянские, так и балтские элементы. Примеры такого типа — смешанные культурные древности на Лахтеевском и Демидовском городищах около Смоленска. В культуре балтов распространяются славянские элементы: посуда, железные предметы. К концу I тысячелетия н. э. культура балтов приобрела славянский облик. Очевидно, к этому времени балты утратили и свой язык.

Предметы славянских объединений середины и второй половины I тысячелетия: I - культура длинных курганов славянского союза кривичей; II - культура новгородских словен (по В. В. Седову)

Предметы славянских объединений середины и второй половины I тысячелетия: I — культура длинных курганов славянского союза кривичей; II — культура новгородских словен (по В. В. Седову)

Таким образом, восточнославянская культура в середине и третьей четверти I тысячелетия н. э. была явлением новым, сложившимся уже после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.

Развитие основных археологических признаков восточнославянских объединений северян, вятичей, радимичей, словен, волынян, полян, дреговичей, кривичей и древлян

Развитие основных археологических признаков восточнославянских объединений северян, вятичей, радимичей, словен, волынян, полян, дреговичей, кривичей и древлян

В середине и второй половине I тысячелетия н. э. в результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений складываются новые образования — территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и процесс зарождения феодальных отношений. Восточнославянские объединения конкретно упоминаются в «Повести временных лет». Они стали называться по племенам, возглавлявшим их. Внутри союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о своей территории. В верховьях Днепра в это время создается объединение славянских племен — кривичей. Их этническим признаком являются височные кольца с завязанными концами, которые находят в курганах X в.

На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри — в них помещались останки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом полесье обитали дреговичи, по Сожу и Десне — радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились на большой территории северяне, к юго-западу от них, по Южному Бугу — тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории по Ладоге и Волхову жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, существовали и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Еще в конце XIX в. археолог А.А. Спицын заметил, что височные кольца — часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, — весьма специфичны. По височным кольцам достаточно хорошо изучена территория расселения вятичей, кривичей, полян, северян и других племенных объединений. В могилах племенного объединения радимичей височные кольца были семилучевые — от нижнего полукруга кольца отходило семь лучей; у древлян они были сделаны в виде перстня; северяне височные кольца делали из проволоки, загнутой внизу в плотную плоскую спираль; дреговичи украшали их приделанными бусинками из медных шариков; височные кольца вятичей были семилопастными — состояли из семи плоских лопастей, припаянных к нижней части кольца.

Конец VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье среднего течения Днепра и Верхнего Дона представлен археологическими памятниками роменско-боршевской культуры. Ее характеризуют полностью раскопанное Новотроицкое городище на р. Псел в Сумской области, городища Титчиха и Боршевское в Воронежской области. Поселения были расположены на высоких мысах, укреплены валом и рвом. Люди жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением находились ямы для хранения зерна. По остаткам зерен на дне ямы установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо. Земледелие было плужным: на поселениях найдены плужные ножи и лемехи. Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. Здесь разводили коров, лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии торговых связей.
Несколько отличались по своей планировке городища в верховьях Дона. Например, древнее славянское поселение у с. Боршево состояло более чем из 200 небольших прямоугольных жилищ, в которых селились отдельные семьи. Стены выкладывали из деревянных плах, в углу ставили каменную печь. Хозяйственный комплекс включал в себя жилой дом, хлебные ямы, погреба и ремесленную мастерскую.

Роменско-боршевская культура имеет ряд особенностей. Во-первых, ее лепная посуда особых форм, часто украшена по плечикам геометрическим узором из отпечатков гребенчатого штампа или узором в виде перевитои веревки. Такой тип посуды отличается от распространенного в правобережном Приднепровье одновременно с ним, и от более древней посуды, во-вторых роменско-боршевские поселения занимали отроги высоких и крутых р берегов, укреплялись валом и рвом, в то время как на остальной территории
поселения были неукрепленными.

Славянское жилище (по М. Гимбутас)

Славянское жилище (по М. Гимбутас)

Многие предметы роменско-боршевской культуры имеют прямые аналоги в культуре Древнерусского государства.

В VIII в. на правобережье Днепра, на Житомирщине, складывается лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры, новной археологический материал — керамика: горшки со слабовыпуклым туловом и глиняные сковороды. Сначала керамика была лепная, без орнамента, позже появился гончарный круг, сосуды стали украшать параллельными на резными линиями. Орнамент типичный для восточнославянской керамики. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения, расположенные на небольших возвышенностях. Хорошо изучено поселение у с. Райки в Житомирской области. Жилища представлены полуземлянками, внутри которых были печи из камня и глины.

Отмеченные особенности в культуре славян возникли, по-видимому, при взаимодействии с другими этносами, на территории которых расселились славяне. Так, восточные балты во второй половине I тысячелетия н. э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян. Развитие этих территориально-политических союзов шло по пути превращения их в государственные образования.

Славянские каменные идолы: 1 -збручский идол; 2 - из Акулино Московской обл.; 3 - Новгородская обл.; 4 - Псковская обл.

Славянские каменные идолы: 1 -збручский идол; 2 — из Акулино Московской обл.; 3 — Новгородская обл.; 4 — Псковская обл.

В ходе раскопок установлено, что уровень развития производительных сил на обширной территории расселения восточных славян не был одинаковым. У славянских племен, обитавших в лесостепной и степной зонах юга России, в Среднем Поднепровье в первые века I тысячелетия н. э. было развито производительное пашенное земледелие, они знали основные виды зерновых и огородных культур. У обитателей лесной зоны существовало трудоемкое и малопроизводительное подсечное земледелие, орудиями которого были топор, косарь (большой нож для рубки кустарника) и мотыга. Позже распространяется соха. Различие между плугом и сохой, этими двумя основными сельскохозяйственными орудиями производства, состоит в том, что соха рыхлит землю, а плуг отрезает и переворачивает пласт.

Таким образом, процесс развития хозяйства и разрушения первобытно-общинных отношений протекал наиболее интенсивно на юге восточнославянских земель, в районе Среднего Поднепровья, где политическая обстановка в соседних степях стимулировала образование государства. В этом процессе — сложения Древнерусского государства у восточных славян — приняли участие племена, известные по корчажской, лука-райковецкой, роменско-боршевской культурам.

Литература

Алексеева П.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973.
Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М., 1978.
Древние славяне и их соседи. М., 1974.
Древняя Русь и славяне. М., 1978.
Кропоткин В.В. ЭкономическиеЪвязи Восточной Европы в I тысячелетии н. э. М., 1967.
Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII — первая половина IX в.). Л., 1968.
Могильники Черняховской культуры. М., 1979.
Раннесредневековые восточнославянские древности. Л., 1974.
Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964.
Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв.// Археология СССР. М., 1982.
Седов В.В. Длинные курганы кривичей // САИ. 1974.
Седов В.В. Новгородские сопки // САИ. М., 1970.
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.
Седов В.В. Славяне. М., 2003.
Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э,— первой половине I тысячелетия н. э. /,
Археология СССР. М., 1993.
Славяне и Русь. Киев, 1979.
Средневековые древности Восточной Европы. М., 1980.
Финно-угры и славяне. Л., 1979.
Формирование раннефеодальной славянской народности. М., 1981.
Черняховская культура // МИА. М., 1960. № 82.

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе

В этот день:

Дни смерти
1984 Умер Андрей Васильевич Куза — советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
1992 Умер Николас Платон — греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл — американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».

Рубрики

Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика
Археология © 2014